Позвольте рассказать одну маленькую историю, которая произошла в моей судьбе и к которой оказалась причастна ваша газета.
В майские, поистине победные дни в московском социокультурном центре «Надежда» мне вручили приз за 1-е место в конкурсе под девизом: «Нам года – не беда». Было несколько творческих и исполнительских номинаций, гвоздём моей программы стала песня военных лет «Тёмная ночь» на слова В. Агатова, музыку Н. Богословского из кинофильма «Два бойца». Почему именно эта песня и при чём здесь газета?
Во-первых, одной фронтовой ночью в 1944 году меня ранило, и некоторые осколки извлекли только после войны. Те следы зарубцевались, а вот новые «раны» нежданно-негаданно я получил совсем недавно – в мирное время. Услышал по телевидению слова и мелодию упомянутой песни, приблизился к экрану, а там – сцена из банка: клиент подходит к девушке-оператору, которая предлагает более выгодный кредит или вклад. И оба не могут сдержать своих чувств: она тайком «слезу утирает», а он: «Верю в тебя, дорогую подругу мою…»
Я позвонил друзьям-однополчанам: не ослышался ли? Нет, именно так и было. А один из молодых музыкантов объяснил: «У ваших песен сильный бренд, вот его и использовали в банковской рекламе». И я решил написать о случившемся в вашу газету. Рассказал, как создавалась эта песня, как песни вообще помогали солдатам на фронте. Статья была замечена, несмотря на – предполагаю – мощный поток редакционной почты, и очень быстро опубликована. Редактор отдела даже улучшил её: сопроводил текст подходящим снимком и очень точно озаглавил: «Слеза как... бренд» («ЛГ», № 37, 2008 г.).
Теперь, вооружённые, мы смело пошли в атаку. Размножили текст статьи, передали в общественные организации, использовали любую трибуну, призывая отстаивать репертуар военных песен как часть культуры Отечества. А я к тому же ещё и запел, выступая на разных площадках. Раньше к своему любительскому вокалу (я по профессии преподаватель) относился как к развлечению, но теперь оно приобрело характер противоборства – кто кого: солдаты или банкиры, чувства или деньги.
И банковскую рекламу, сделанную из любимой песни, сняли. Трудно сказать, что стало решающим фактором. Проснувшаяся совесть рекламодателя? Указание несуществующего, но дающего о себе знать цензора? А может, общие усилия газеты и ещё несформировавшегося стихийного «народного фронта», решившего не отдавать своего последнего богатства – духовного? Может, это один из вариантов ответа на вопрос «С чего начинается Родина?»?
При вручении приза, диплома и подарков меня попросили не только для жюри, но уже для всего полного зала повторить главную номинацию – «Тёмную ночь». И я назвал всех причастных к победе, в том числе «Литературную газету». Спасибо вам.
, участник Великой Отечественной войны