На Первом канале прошёл сериал «Уголь» (режиссёр – Владимир Котт, авторы сценария – Марианна Сокольская и Алексей Тагушев с участием Елизаветы Ненюк). Снимали его восемь лет назад, а показали только сейчас.
Первые впечатления, на удивление, были очень хорошими. Привлекла точно переданная атмосфера шахтёрского городка, празднующего в трудном 1993 м День шахтёра. Будни, праздники, аварии, народные волнения, разгул преступности – и на этом фоне большая любовь. Сериал показался молодым, свежим, задорным – народным. Хороши в первых сериях родители героини (Александр Коршунов и Елена Цыплакова), трогательны и непосредственны молодые артисты, с энтузиазмом игравшие любовь. Это – Юлия Хлынина, впоследствии сыгравшая императрицу Елизавету и другие главные роли, и тогда ещё не взлетевший на мировой кинематографический олимп Юрий Борисов, оскаровский номинант Юра (так, видимо, по настоянию самого актёра его теперь положено именовать). Но в «Угле» Юра и Юля сыграли, может быть, лучшие свои роли. Очень им подходившие – Ромео и Джульетта в горняцкой производственной драме. Копилось возмущение: почему такой хороший сериал столько лет лежал на полке?
Но он разделён на две части, первая кончается тем, что влюблённые вынуждены расстаться из-за положившего глаз на героиню владельца шахты, он же глава местной мафии, его подручный-киллер (Николай Козак) убирает всех, кто стоит на пути хозяина... Ах, если бы сериал завершился драматическим расставанием героев и, скажем, гибелью «Ромео», но он продолжился. Повзрослевших на двадцать лет молодых героев сыграли совсем не похожие на них Виктория Толстоганова и Александр Бухаров, в роли же коварного красавца-владельца шахты остался тот же Андрей Соколов. Артисты все очень хорошие, но во второй части их поместили в такие неправдоподобные криминально-мелодраматические обстоятельства, что всё очарование исчезло. К тому же трудно поверить, что герой Бухарова двадцать лет не появлялся в родном городе, где остались его родные, дом, друзья, а тут вдруг заявился, да ещё в качестве инспектора, закрывающего шахту. Но первая любовь, разумеется, не угасла. Угасало доверие к происходящему, обстоятельства накручивались драматические, однако всё это было как будто понарошку. Жаль, могла бы получиться мощная шахтёрская сага.
Что понравилось и в первой, и во второй части – подробный и интересный показ героической работы шахтёров в забое. Из актёров, появившихся во второй части, хочется отметить Юрия Нифонтова, сыгравшего главного инженера, Ингу Оболдину (энергичная сестра главной героини), её смешного послушного сожителя (Сергей Бадичкин), а также двадцать лет безответно влюблённую в героя Бухарова буфетчицу (Елена Панова).
Евгений Малеев