Он повествует о становлении и творческом пути одноимённой рок-группы. Я уже давно заприметил тенденцию, что в сегменте российского биографического кино для запуска потока фильмов синонимичной направленности всегда нужен громкий первопроходец. «Время Первых» своим успехом способствовало появлению целой плеяды космических картин, а «Легенда № 17» – спортивных. Ниша музыкальных байопиков в России пустовала, в то время как на Западе в последние годы эта тенденция как раз набирала обороты. Несмотря на достаточно большой пантеон российских знаменитостей, как ныне живых, так и уже покинувших нас, до «Короля и Шута» были только робкие попытки пробраться на территорию этого жанра, но, будьте уверены, после упомянутого сериала дела пойдут совершенно по-другому.
«Король и Шут» – это по-настоящему культовая панк-рок-группа в России, песни которой уже давно перешли в разряд народных и узнаваемых с первых аккордов. Тем не менее многие до сих пор не понимают её произведения, не принимают феномен её популярности и испытывают некоторое эстетическое и моральное отвращение к панк-культуре. С другой стороны, есть огромное фанатское сообщество, которое самоотверженно готово защищать наследие и память группы. В общем, на тонкий лёд ступили создатели сериала. Получилось крайне неоднозначно.
Иронично, что сериал, повествующий о панк-рокерах, сам будто бы пропитан духом панк-рока, в том числе и с точки зрения драматургии. История в «Короле и Шуте» живёт по законам анархии, вот только не в описании Кропоткина, а в интерпретации Горшка. Сюжет подаётся хаотично и сумбурно, а постоянные прыжки во времени не дают выстроить хоть какую-то хронологическую линию в первых сериях. Пожалуй, самым неудачным решением стало добавление «фэнтезийного мира», вставки из которого то вторят реальному миру, то экранизируют строки песен группы, то и вовсе существуют автономно от истории. Самое обидное, что знаковым моментам биографии музыкантов уделяется не так много времени, как спасению принцессы от колдуна и скитаниям по магическим лесам. Одного жуткого клоуна в исполнении Евгения Ткачука вполне хватило бы. И если поначалу этот «фэнтезийный мир» уместно дополнял биографическую часть, то к концу сезона вставки из оного вызывали лишь желание побыстрее перемотать эти моменты. Вот настолько это было неуместно! Плохо то, что преподносимая как нечто аутентичное для группы концепция, по сути, портит впечатление от в остальных аспектах замечательного сериала. Отдельно стоит отметить постановку музыкальных номеров, от которой действительно захватывает дух, и актёрские работы Константина Плотникова (Горшенев) и Владислава Коноплёва (Князев). Мимика, жестикуляция, манера речи – всё один в один как у реальных. Уверен, что во многом именно талантливые перевоплощения Плотникова и Коноплёва вытягивают шоу из разряда «амбициозных, но неудачных экспериментов».
Резюмируя всё вышесказанное, можно отметить, что «Король и Шут» – это идеальный старт на поприще музыкальных биографий в отечественном кино, но вовсе не идеальный продукт. Но с главной своей задачей шоу всё же справилось – оно смогло угодить практически всем: и закоренелым поклонникам, знающим каждую деталь из биографии группы, и людям, чьи музыкальные вкусы далеки от подобного жанрового направления. Не зря же на русских площадках, таких как «VK Музыка» и «Яндекс Музыка», треки «Короля и Шута» сейчас занимают лидирующие позиции в чартах.