«Открытый диалог: как рассказать историю, чтобы вызвать интерес», – под таким интригующим названием прошло деловое мероприятие, организованное ГлавУпДК при МИД России.
Местом его проведения стал знаменитый неоготический особняк Зинаиды Морозовой – Дом приёмов МИДа на старинной улице Спиридоновке, ну а поводом – презентация первого мобильного приложения «Внутри особняка», содержащего технологичный иммерсивный спектакль по этому морозовскому жилищу, где сегодня проходят встречи самого высокого международного уровня.
...Великолепный парадный зал собрал в тот день значительную аудиторию. Здесь были руководители и сотрудники организаций, выполняющих задачи в области просвещения; учреждения культуры; коммерческие структуры, успешно использующие новейшие технологии, а также разработчики цифровых решений с применением виртуальной и дополненной реальности.
Модератором мероприятия выступил ведущий телеканала «Москва 24», автор исторических проектов Виталий Калашников.
Открывая диалог, исполняющий обязанности начальника ГлавУпДК Вячеслав Фатин отметил, что большинство находящихся в ведении предприятия столичных особняков закрыто для широкой публики и их роскошными интерьерами могут любоваться только дипломаты и иностранные делегации. Существуют определённые ограничения и на знакомство с любыми музейными ценностями. Поэтому разработанное мобильное приложение поможет снять эти барьеры, что сделает его актуальным и в плане инклюзии.
С тем, что конкретно представляет собой мобильное приложение «Внутри особняка», подробно ознакомил присутствовавших его разработчик Евгений Мандельштам – продюсер, драматург, руководитель Immerse Lab. По его признанию, источником вдохновения послужил интернет-фильм об исследовании и консервации картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле», хранящейся в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Опыт 3D-приближения к объекту со всех уголков в полной мере воплотился и во «Внутри особняка». Это не сухая информация и даже не экскурсия, а полноценный спектакль: человек видит себя реально переходящим из помещения в помещение, где встречает фигуры хозяев дома, а своеобразными проводниками служат скульптуры животных – змеи и тощей собаки – с орнамента лестничных перил. Также созданы точные цифровые копии всех здешних предметов декоративно-прикладного искусства.
Приложение двуязычное, и в дальнейшем оно может превратиться в платформу.
Директор Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова дала высокую оценку проекту, подчеркнув, что он являет великолепный пример цифровизации в том виде, каком она должна быть, и в то же время представляет только начало пути. «Мы много раз слышали, сами говорили и объясняли другим, что мы находимся в состоянии гибридной войны. Одна из её составных частей, она началась не полтора года назад, не пять лет назад, – это битва за историю. Российская история подобна драгоценному камню, который требует огранки и оправы».
Сайты многих отечественных музеев, отметила Захарова, чрезвычайно хороши в информативном плане, однако им не хватает визуализации. А многие люди даже комфортнее чувствуют себя в формате онлайн-экскурсии. И технологические средства, возможности, которые у нас имеются, могут и должны выступить той самой оправой для нашей богатейшей истории.
По мнению члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Константина Михайлова, культурное наследие страны помимо его охраны нужно всячески показывать и пропагандировать. В своё время в Москве на улице Разина (ныне Варварка) существовало Бюро пропаганды культурного наследия как структура МГО ВООПиК. Очень желательно, чтобы помимо столиц и в регионах уделялось этому должное внимание. И цифровые проекты, безусловно, станут в данном направлении прекрасным инструментом.
Затем спикерам и аудитории была предоставлена возможность поделиться профессиональным опытом касательно реализации собственных просветительских проектов как в классическом формате, так и с применением креативных индустрий и современных технологий.
Выступили, в частности, Наталья Шашкова, директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева («Знание – любовь – защита. Разговор о наследии как первый шаг к его сохранению»); Ксения Титова, руководитель проектного офиса ПроГород (ВЭБ. РФ, «Историко-культурные объекты в туризме: мастер-планирование и визуализация данных»); Айрат Багаутдинов, основатель проекта «Москва глазами инженера» («Инновационные экскурсии как инструмент популяризации наследия»); Светлана Талалаева, начальник Управления популяризации объектов культурного наследия Департамента культурного наследия г. Москвы («Лучшие практики Москвы по популяризации культурного наследия»); Анна Трапкова, директор Музея Москвы («Опыт Музея с популяризацией культурного наследия»); Алёна Филиппова, руководитель цифровых проектов в Event Lab, Сбермаркетинг (презентация проекта «Музей Сталинградской битвы»); Екатерина Долгина, помощник ректора НИУ ВШЭ («Опыт НИУ ВШЭ в популяризации объектов культурного наследия»); Мария Карпова, руководитель отдела реализации проектов в сфере информационных и цифровых технологий АНО «Россия – страна возможностей» («Геймификация Всероссийского конкурса для разработчиков игр «Начни игру» и примеры разработанных в рамках конкурса игр с социальной и культурной составляющей»).
Экспертным мнением на тему «Новая актуальность рассказывания и слушания историй» поделился Владимир Данкин, корпоративный антрополог, член Высшего экспертного советы кафедры «Сторителлинг» Академии социальных технологий.
Завершилось мероприятие обменом мнениями между участниками и экскурсией по залам особняка З. Морозовой, которую провёл главный архитектор ГлавУпДК Алексей Очнев.
...Несомненно, разработки, подобные проекту «Внутри особняка», помогают решить целый ряд коммуникационных задач, их формат и подача привлекают внимание и делают процесс погружения в историю намного увлекательнее. И хочется верить, что состоявшийся диалог даст импульс для реализации новых ярких проектов.