Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 февраля 2024 г.
Литература Библиосфера Рецензия

Играющий со словом

24 февраля 2024

Галина Антипова. Не таковский Маяковский! Игры речетворца / научный редактор Николай Зубков. – М.: Лингвистика, Бослен, 2023. – 208 с. – 2000 экз.

Над книгой «Не таковский Маяковский! Игры речетворца» работали не только её автор – научный сотрудник Государственного музея В.В. Маяковского Галина Антипова, но и специалисты ИМЛИ РАН Татьяна Купченко, Наталья Михаленко и Алексей Зименков, собравшие экспромты и дарственные надписи, на основе которых выстроено это издание. Идея его создания также принадлежит научному сотруднику ИМЛИ РАН – Вере Терёхиной. Книга вышла при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Познакомившись с ней, читатель узнает множество фактов о поэте и его современниках, о языке и рифме. Однако, несмотря на внушительный объём информации, умещённой на двухстах с небольшим страницах книги, и на обстоятельную подачу материала, «Не таковский Маяковский!» нисколько не походит на серьёзный академический труд. Скорее, это увлекательная игра. Часть названия – «Игры речетворца» – не случайна: игра – ключевой образ книги, на него, словно бусины на нить, нанизаны сюжеты и темы, которые раскрываются в главах: «Несерьёзная игра с серьёзным лицом», «Игра ради игры», «Игра с любимыми (и не только)», «Игра на публику» и других.

«Игра была основой всего, что делал Маяковский, – он «разом играл во всё… играл жизнью» (по выражению Б.Л. Пастернака). Это проявлялось и в знаменитой любви поэта к азартным играм (как общеизвестным, так и выдуманным им самим), и в смене образов-масок, которые надевал его лирический герой. Но самой важной игрой для Маяковского была игра со словом…» – читаем в аннотации.

На первых страницах книги приводится такое воспоминание о Маяковском Эльзы Триоле: «В связи с кражей… он придумал следующую игру: у всех пребывавших тогда в Париже советских русских (а их было немало на Художественно-промышленной выставке) Маяковский просил взаймы денег! Зайдя в кафе на Монпарнасе, мы его оценивали, каждый по-своему, и если он давал сумму ближе к моей, разница была в мою пользу, если к Володиной, то в его. Когда же он получал отказ, Володя долго отплёвывался, мимикой изображал предельную степень возмущения и брезгливости и говорил: «Собака!»

Книга написана живо, интересно, легко – будто не читаешь, а беседуешь с увлечённым человеком; продуманно составлена и великолепно издана. В её завершающих разделах – статья Маяковского «Как делать стихи», подборка его стихотворений о поэзии, библиография. Особое удовольствие доставляет оформление – фигурный набор, сочетание разных шрифтов и, конечно, «графические экспромты» поэта.

Занимательны фрагменты книги, в которых рассказывается о рисунках Маяковского: «Его рука так же, как и голова, постоянно была готова выдать экспромт. Ещё студентом художественного училища, ухаживая за Верой Шехтель, Маяковский постоянно рисовал жирафов, под которыми подразумевал самого себя. Сохранилось таких набросков, к сожалению, немного. Все рисунки делались по какому-нибудь поводу, но мы этих поводов не знаем. Только про один Вера Фёдоровна потом вспоминала: «У Маяковского болели зубы – рисовался «рвач» (так он звал зубных врачей), дёргающий жирафу зуб».

Многогранным предстаёт на страницах этого издания Владимир Маяковский. То он трогательно нежен, когда речь идёт о взаимоотношениях с Лилей Брик («Цветочки нате-ка / Кисям от щенятика»), то – остроумен, а порой откровенно груб, когда отвечает на неудобные вопросы публики, то требователен к себе, когда, по выражению Льва Жегина, «выколачивает» ритмы своих кованых строк», то искусен и ироничен, как в своих блестящих экспромтах. Вот пример: «К чему спорить из-за вкусов и из-за вкусиков, / Пусть одному нравлюсь я, а другому Кусиков». Далее поясняется, что приведённая цитата – надпись «на подаренном поэту Александру Кусикову (Сандро Кусикяну) экземпляре «Облака в штанах» (1918)».

Забавные и яркие, как фейерверк, эпизоды из жизни Маяковского и воспоминания о нём соседствуют в книге с исследованием, пусть и в игровой форме, его творческой лаборатории, в которой поэт, «по собственным его словам, добывал радий из «тысяч тонн словесной руды». А подробные комментарии пробуждают в читателе живой интерес и любопытство – значит, книга, без сомнения, удалась!


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Юлия Скрылёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS