Сегодня в моде учитель-франт и учитель-нигилист
Вспоминая детство, размышляю, почему мои одноклассники в большинстве своём читали много и всюду – в трамвае, за обедом, на ходу. Читали взахлёб. Компьютеров не было. Но ведь были не менее вдохновляющие вещи: телевизор, кино, дискотека, каток, стадион, бассейн, дворовые хоккейные команды, пионерские лагеря. Да и первую любовь, наконец, никто не отменял…
Наверное, причину стоит поискать в школе, где дети и сегодня ежедневно проводят большую часть активного времени. Что же было в советской школе такого, чего нет сегодня? Ответ напрашивается сам – читающие учителя. Ничуть не умаляя компетентности сегодняшних педагогов, скажу, быть может, сокровенные вещи: в школьных коридорах сегодня не услышишь обсуждения только что вышедшей проблемной статьи, не уловишь интонации восхищения от недавно прочитанной книги. Зато мы чаще обсуждаем проблемы плохого поведения учеников, общения с «не теми» родителями, указания строгого начальства.
Школы разные и разговоры в учительских тоже разные. Но отличаются они не темой, а подбором выражений для высказывания. Школы «элитные» – это одно. Школы в спальных районах – зачастую иное. Приходилось наблюдать и то и другое. Но суть та же. Приземлились наши учителя. Приземлённее стали их интересы. Произошло ли это в «роковые» 90-е или раньше, но произошло. Вот говорят: больше бумаг стало, больше отчётов и планов. Это правда. Но ведь находим время поразмышлять в учительской о предстоящей поездке за границу или о новой моде на парфюм. Находим возможность посетить нашумевший мюзикл.
Сегодня в моде не только учитель-франт, но и учитель-нигилист (в известном смысле диссидент, этакий герой либерального пула). Он не признаёт начальства (чаще всего лишь на словах), никогда не соглашается с мнением большинства, ненавидит «квасной патриотизм» и вообще – зачем быть патриотом «этой» страны, где то-то и то-то плохо. Дети за таким сегодня толпами бегают. Что же читают этакие педагоги? В основном зарубежных авторов.
Спросите старшеклассников – кого из современных российских авторов они знают? Самое большее – назовут Пелевина, Улицкую или Б. Акунина. А теперь спросите самих учителей литературы. На много ли увеличится список?
Однажды пятиклассник (назовём его Артём) прибежал ко мне в кабинет на каникулах с проблемой. Задали внеклассное чтение – прозу Улицкой, а там… «Я не могу прочитать вам эти строки. Понимаете, я хотел, но такое читать не буду…» Оказалось, что ему в пятом (!) классе рекомендовали «Зелёный шатёр». Вот уж действительно когнитивный диссонанс какой-то, выражаясь в стиле автора произведения. Что может прибавить развитию ребёнка такой текст: «… вид Homo sapiens, человек разумный, тоже переживает явление, сходное с неотенией, наблюдающейся у червей, насекомых, у земноводных, – когда способность к половому размножению появляется не у взрослых особей, а уже на личиночной стадии, и тогда не доросшие до взрослого состояния существа плодят себе подобных личинок, так никогда и не превратясь во взрослых?»
Артём просто испугался и не знал, как объяснить учителю литературы, что он – пытливый, читающий ребёнок – ничего не понял.
Становясь старше, дети идут к учителям с вопросами о самом главном. Зачем мы живём? Сколько осталось на планете ресурсов? В чём смысл нашего существования? А надо ли Родину любить? Что такое совесть?
На эти вопросы мы не отвечаем на уроках – нет времени, а после уроков нет сил. А дома ждёт муж. И надо уроки со своими собственными детьми сделать. «Да и вообще – не так уж много платят, чтобы на эти темы беседовать!»
А ведь ответы на все эти вопросы есть в книгах современных русских писателей. Валентина Распутина и Василия Белова. Леонида Леонова и Фёдора Абрамова. И многих других наших современников. Задача учителя – донести до ребёнка слова писателя так, чтобы не расплескать суть, чтобы правда осталось правдой, а ложь обнажила свою сущность. Вот и всё!
К нам в школу, в творческую мастерскую пресс-центра, часто приходят учёные, писатели, архитекторы, преподаватели вузов, журналисты, общественные деятели. Приходят по разным поводам – кто книгу свою представить, кто просто поделиться своими мыслями. Но все как один удивляются… Дескать, у студийцев наших живые глаза, интересные вопросы, неожиданные ответы, самостоятельность мышления, пытливость ума и т.д. А я не знаю других детей! Все они таковы, когда отзываются на живое чувство взрослого, яркость мысли и неординарность собеседника. Просто надо ежедневно соответствовать описанному выше, чтобы выходить к детям со словом, с информацией, с методом познания действительности не понарошку. Выходить так, чтобы стать явлением в их сознании, чтобы слово стало поступком, а поступок – судьбой.