Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 февраля 2017 г.
  4. № 6 (6586) (15.02.2017)

Иллюзия авторитета

Выпуск 6 (25)

15 февраля 2017
Когда-то в учительской обсуждали выход новой книги...

Сегодня в моде учитель-франт и учитель-нигилист


Вспоминая детство, размышляю, почему мои одноклассники в большинстве своём читали много и всюду – в трамвае, за обедом, на ходу. Читали взахлёб. Компьютеров не было. Но ведь были не менее вдохновляющие вещи: телевизор, кино, дискотека, каток, стадион, бассейн, дворовые хоккейные команды, пионерские лагеря. Да и первую любовь, наконец, никто не отменял…


Наверное, причину стоит поискать в школе, где дети и сегодня ежедневно проводят большую часть активного времени. Что же было в советской школе такого, чего нет сегодня? Ответ напрашивается сам – читающие учителя. Ничуть не умаляя компетентности сегодняшних педагогов, скажу, быть может, сокровенные вещи: в школьных коридорах сегодня не услышишь обсуждения только что вышедшей проблемной статьи, не уловишь интонации восхищения от недавно прочитанной книги. Зато мы чаще обсуждаем проблемы плохого поведения учеников, общения с «не теми» родителями, указания строгого начальства.

Школы разные и разговоры в учительских тоже разные. Но отличаются они не темой, а подбором выражений для высказывания. Школы «элитные» – это одно. Школы в спальных районах – зачастую иное. Приходилось наблюдать и то и другое. Но суть та же. Приземлились наши учителя. Приземлённее стали их интересы. Произошло ли это в «роковые» 90-е или раньше, но произошло. Вот говорят: больше бумаг стало, больше отчётов и планов. Это правда. Но ведь находим время поразмышлять в учительской о предстоящей поездке за границу или о новой моде на парфюм. Находим возможность посетить нашумевший мюзикл.

Сегодня в моде не только учитель-франт, но и учитель-нигилист (в известном смысле диссидент, этакий герой либерального пула). Он не признаёт начальства (чаще всего лишь на словах), никогда не соглашается с мнением большинства, ненавидит «квасной патриотизм» и вообще – зачем быть патриотом «этой» страны, где то-то и то-то плохо. Дети за таким сегодня толпами бегают. Что же читают этакие педагоги? В основном зарубежных авторов.

Спросите старшеклассников – кого из современных российских авторов они знают? Самое большее – назовут Пелевина, Улицкую или Б. Акунина. А теперь спросите самих учителей литературы. На много ли увеличится список?

Однажды пятиклассник (назовём его Артём) прибежал ко мне в кабинет на каникулах с проблемой. Задали внеклассное чтение – прозу Улицкой, а там… «Я не могу прочитать вам эти строки. Понимаете, я хотел, но такое читать не буду…» Оказалось, что ему в пятом (!) классе рекомендовали «Зелёный шатёр». Вот уж действительно когнитивный диссонанс какой-то, выражаясь в стиле автора произведения. Что может прибавить развитию ребёнка такой текст: «… вид Homo sapiens, человек разумный, тоже переживает явление, сходное с неотенией, наблюдающейся у червей, насекомых, у земноводных, – когда способность к половому размножению появляется не у взрослых особей, а уже на личиночной стадии, и тогда не доросшие до взрослого состояния существа плодят себе подобных личинок, так никогда и не превратясь во взрослых?»

Артём просто испугался и не знал, как объяснить учителю литературы, что он – пытливый, читающий ребёнок – ничего не понял.

Становясь старше, дети идут к учителям с вопросами о самом главном. Зачем мы живём? Сколько осталось на планете ресурсов? В чём смысл нашего существования? А надо ли Родину любить? Что такое совесть?

На эти вопросы мы не отвечаем на уроках – нет времени, а после уроков нет сил. А дома ждёт муж. И надо уроки со своими собственными детьми сделать. «Да и вообще – не так уж много платят, чтобы на эти темы беседовать!»

А ведь ответы на все эти вопросы есть в книгах современных русских писателей. Валентина Распутина и Василия Белова. Леонида Леонова и Фёдора Абрамова. И многих других наших современников. Задача учителя – донести до ребёнка слова писателя так, чтобы не расплескать суть, чтобы правда осталось правдой, а ложь обнажила свою сущность. Вот и всё!

К нам в школу, в творческую мастерскую пресс-центра, часто приходят учёные, писатели, архитекторы, преподаватели вузов, журналисты, общественные деятели. Приходят по разным поводам – кто книгу свою представить, кто просто поделиться своими мыслями. Но все как один удивляются… Дескать, у студийцев наших живые глаза, интересные вопросы, неожиданные ответы, самостоятельность мышления, пытливость ума и т.д. А я не знаю других детей! Все они таковы, когда отзываются на живое чувство взрослого, яркость мысли и неординарность собеседника. Просто надо ежедневно соответствовать описанному выше, чтобы выходить к детям со словом, с информацией, с методом познания действительности не понарошку. Выходить так, чтобы стать явлением в их сознании, чтобы слово стало поступком, а поступок – судьбой.


Тэги: Чтение Уроки литературы
Обсудить в группе Telegram

Елена Сапрыкина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Дети приняли эстафету

    27.12.2023
  • Сначала книга, потом телефон

    24.12.2023
  • Без волшебства – никуда

    09.09.2021
  • Storytel уполномочен заявить...

    31.08.2021
  • Почему люди сегодня меньше читают

    08.07.2021
  • Книжный фастфуд

    39 голосов
  • Зачем нам нужен этот Ванька?

    37 голосов
  • Знакомьтесь: „Универсум“

    32 голосов
  • Отправление от станции «Дно»

    23 голосов
  • Стала книга сиротой

    23 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS