Психология внешности. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
Нам суждено жить на стыке веков и двух тысячелетий. Эпоха кризисов, переоценки ценностей и глубинных потрясений. Меняется всё – границы и привычки, нравственные устои и принципы жизни. Мутирует вместе с нами природа, грозя глобальным потеплением, землетрясениями и цунами. А из далёкого космоса с прицелом на Землю несутся хвостатые кометы – грозные вестницы грядущего апокалипсиса. Психика уже не в состоянии «переварить» бушующий шквал информации. Стремительно растёт ранее несвойственный человеку интерес к смене пола, изменению внешности, нестандартному поведению вообще. Люди чувствуют свою слабость, беззащитность и… погружаются в мир иллюзий.
Сегодня, наверное, почти каждый второй мечтает что-то с собой сделать. Изменить рост, вес, нос, рот, овал лица, руки, ноги, живот, признаки половой принадлежности. Как мне кажется, главная причина этого явления – нравственный кризис и продолжающийся отход человечества от библейских норм поведения, гарантировавших когда-то людям элементарное здоровье и выживаемость. Беспорядочная половая жизнь, наркомания и алкоголизм существенно снизили качество рождающихся поколений. Людей с физическими и психическими отклонениями уже не десятки тысяч, а миллионы. Всё это создаёт в их среде комплексы неполноценности, которые они стремятся во что бы то ни стало преодолеть.
Идеология имиджмейкерства как бы приходит им на помощь. Как бы – потому что на деле одними лишь внешними изменениями внутренний духовный кризис не урегулировать. Нужны адекватные духовные меры. Их знает религия. Но катастрофа сегодняшнего дня состоит как раз в том, что большинство совершенно далеки от веры. Парадокс! Людям нужен крепкий духовный стержень, чтобы не сломаться в испытаниях, а они ищут эфемерные мази, уповают на гормональную терапию и молятся на скальпель дорогостоящего пластического хирурга.
Есть, правда, ещё и другая часть общества – это, собственно, нарциссисты, капризные люди, озабоченные своим внешним видом и вечно им недовольные. Замечено – чем слабее выражены в обществе гражданская активность и пассионарный пафос, тем больший процент людей удаляется в стойкий социальный пассив и начинает жить личными интересами. Век развлечений и потребления делает своё дело. Если человек отсекается от библейской формулы – «в поте лица своего будешь добывать хлеб свой», он впускает в свою жизнь праздность, которая, как утверждают Святые Отцы, – мать всех пороков. В том числе и болезненного неприятия своей внешности, даже если она не отмечена никакими отклонениями от нормы и, можно сказать, дана тебе именно от Бога.
Полезно ли в принципе изменение внешности? Всегда ли оно нужно? Всё здесь зависит от обстоятельств и от серьёзности того или иного дефекта. Никто не возражает против того, чтобы человек выглядел лучше. Но в любом случае должны быть здравое чувство меры и элементарная осторожность. Тело – весьма изменчивая и текучая субстанция. Вы сделали себе подтяжку лица, но, глядишь, через полгода оно опять поползло куда-то набок, а всё потому, что плоть непрестанно трансформируется, и от этого никуда не деться. Это – её возрастная онтологическая заданность. Посмотрите на стареющих звёзд эстрады и актрис – у них всё так предельно стянуто, что они ни улыбнуться, ни рта раскрыть не могут. Добровольные мученики своих (своих ли?) недвижных шагреневых лиц-масок.
И ещё: век устами имиджмейкеров и некоторых главредов гламурных изданий мод безапелляционно заявляет – человек должен менять себя, чтобы оставаться всегда молодым. Даже если ты глубокий старик или старуха, всё равно – ты должен выглядеть моложавым, давить бодрую улыбку и быть игривым. Ничего себе установочки – их корни прямиком уходят в вульгарное эпикурейство, патологическую сексуальную ненасытность и зловещий культ пира во время чумы. Но особенно страшно то, что такая идеология (а перед нами – самая настоящая фашистская идеология) попросту не признаёт за стариками права на жизнь. Чисто биологически. За призывами к изменению имиджа (меняйся и сотрясай всё вокруг!) скрывается всё тот же нигилистический глобалистский дух разрушения и бунта против европейского христианского миропорядка, использующий для своих целей ещё и рекламу пластических операций.
Недавно на российский рынок вышла книга «Психология внешности». Её авторы – англичане Н. Рамси и Д. Харкорт – учёные-психологи. Они честно и аргументированно, преимущественно в научном, англо-скрупулёзном стиле, вводят читателя в психологический мир недовольного собой человека. На страницах книги размещена подробнейшая статистика, авторы разбивают проблемных людей на группы и подгруппы, публикуют данные их опросов, изучают подоплёку тенденций к изменению внешности и откровенно предупреждают об опасностях, поджидающих на этом пути.
Приводится масса советов, как наилучшим образом выйти из различных ситуаций, но, к сожалению, практически полностью отсутствует анализ влияния религиозного фактора на формирование отношения человека к своей внешности. В этом смысле книга сделана в стиле научных передач Би-би-си, где постоянно муссируют тезис о том, что человек – самое искусное произведение природы, и априори пропагандируют дремучий дарвинизм. Так, в самом начале книги утверждается как само собой разумеющееся, что человечество живёт уже 30 000 лет и что всё это время оно конфликтует со своей внешностью. Ну написали бы «предположительно» 30 000 лет и были бы научно более корректны. Ибо существует достаточно много креационистских доказательств справедливости библейского принципа летоисчисления. Но это к слову.
Книга, если попытаться гипотетически определить её влияние на читательские массы, будет, скорее, более полезна собственно психологам, чем простым смертным. Но исследование это действительно основательное, с морем громких фамилий и ссылок. Настоящий научный и местами популярный трактат.
Всё-таки очень интересная и актуальная тема поднята авторами. Да и к старикам в противовес нынешним модным установкам у них отношение вроде человеческое.
Протоиерей , главный редактор журнала «Шестое чувство»