Карина Александровна Кислицина – лауреат ежегодной молодежной литературной премии имени Ф.М. Достоевского (2017), известный в Омске поэт, автор любовной лирики. Ольга Харитонова побеседовала с Кариной о сути, процессе и технике перерождения чувств в тексты, общение проходило во время прогулки по Омску.
Х.О. Скажи, когда ты начала писать стихи вообще? И когда начала рождаться именно любовная лирика впервые, в каком возрасте?
К.К. Первое стихотворение было написано в 11 лет, глядя в окно на снег. Любовная лирика начала появляться в моем творчестве в 25-летнем возрасте.
– Почему, как ты считаешь, именно в 25-летнем возрасте? Уровень твоего поэтического мастерства-раскрытия был иной или чувства прежде были иные, не такие глубокие?
– Почему именно 25-летний рубеж явился началом для появления любовной лирики сказать сложно (кстати, довольно поздний возраст в принципе для того, чтобы писать, как считают некоторые литераторы). Это произошло само собой.
– Всегда ли отношения, которые случались в твоей жизни, порождали тексты? Были с кем-то совершенно не поэтические отношения?
– Нет, конечно, так было не всегда. Не поэтические отношения (улыбается) существуют у всех, но это не повод не описывать их или, наоборот, – обязательно пытаться описать. Вообще поэзия – субстанция довольно сложная, не всегда логически выстроенная, порой ей и не поддающаяся вовсе. На момент отношений стихи для меня были из области: «Не сказать не могу». Сейчас, спустя время, я смотрю на это несколько иначе. Далеко не все заслуживает жизни в виде рифмованных строк.
– Я понимаю, что любое стихотворение от импульса. Но конкретно сейчас меня интересует цепочка «человек – строка». Я понимаю, это сложно анализировать, но что чаще вдохновляло тебя в людях, которые были рядом – чувства, сами люди и восторженность этими людьми, поступки? Можно ли выделить особую статью вдохновения в отношениях?
– Пожалуй, я для себя могу выделить две превалирующие грани отношений: одна – «не любит», и тогда строчки выходят на минорный лад, вторая – «люблю», когда порой от нежности к кому-либо просто распирает... Вот этой нежностью особенно хочется поделиться, окраска тогда у стихотворений светлая, позитивная. Но это все из области юношеского максимализма, который, к счастью, наконец-то выветривается из моей головы. При этом любая из сторон эмоций, превращаясь в стихотворение, дает освобождение душе. Носить все эмоции в себе – довольно нелегкое занятие для человека, особенно для женского пола.
– Насколько у тебя в стихах человек реален, а насколько додумывается до поэтического образа?
– По-разному. Какие-то стихотворения являются полным вымыслом, какие-то – стопроцентно реальны.
– Из чего они рождаются? Из потребности во влюбленности, потребности в чем-то еще?
– Бывает, просто человек очень понравился. Не обязательно внешне: поступком, общением, каким-то общим событием запал. Очень восхищают умные, искренние люди. А, бывает, даже улыбкой человек может восхитить, расположить к себе, явиться прообразом лирического героя. Это процесс неконтролируемый.
– Я хотела подвести наш разговор к итогу, к тому, что каждый достоин строки – важно лишь пристальнее вглядеться. Что думаешь по этому поводу? И, может, у тебя есть какие-то обобщающие строки по этой теме?
– Безусловно, каждый человек достоин любви. Насчет строк: лично мне необходимо общение, пусть непродолжительное, но все же. Визуального эффекта редко бывает достаточно для того, чтобы что-то вылилось на бумагу в виде рифм. Повторюсь, человек должен вызвать какие-то сильные чувства, чтобы это произошло. Подытожить я бы хотела поэзией, конечно:
Мой ненаглядный, так хорошо без «но»,
Так хорошо, тепло и светло внутри.
Этот апрель сочетанием нежных нот
Тихо звучит, задавая обоим ритм
Плавного танца. КрУжится всё вокруг
(или Земля потеряла ориентир?),
Медным червонцем солнце очертит круг,
Мягких теней рассекречивая пунктир.
Мой замечательный, так хорошо вдвоем
В эту весну входить нам, за шагом шаг.
Вновь погружаясь в глаз твоих окоем,
Чувствую, как от счастья легко дышать.
Время не старит души... На склоне дней –
Кто носит весну внутри, тот уже – спасен.
Даже когда невесом наш букетик дней,
Каждый из нас – бессмертен, пока влюблен.
Беседовала Ольга Харитонова (г. Омск)