Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 мая 2023 г.
Искусство Культура Интервью

«Интерес к творчеству Толстого будет только расти»

Сделаем рукописи классика доступными для читателей

25 мая 2023

Директор Государственного музея Льва Толстого Сергей Архангелов рассказал «ЛГ» о подготовке к празднованию 200-летия великого писателя.

– Сергей Александрович, в 2028 году мы будем отмечать 200-летие Льва Толстого. Кажется, что это очень нескоро, но указ о подготовке к этому событию президент Владимир Путин подписал ещё в прошлом году. Созданы рабочие группы, которые занимаются организацией мероприятий. В этих событиях принимают участие многие музеи. Какое самое главное и важное планируется Государственным музеем Л.Н. Толстого?

– Двадцать седьмого апреля состоялось первое заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения Льва Толстого. Оргкомитет возглавил руководитель администрации президента Антон Вайно. Подключение необходимого административного ресурса поможет нам в первую очередь закончить реставрацию нашего главного здания – усадьбы Льва Николаевича в Хамовниках. Сейчас большинство экспонатов перенесено в здание музея на Пречистенке. Это мемориальный дом, в поисках которого перед покупкой участвовали родственники Льва Николаевича, они же решали, где и какие предметы будут располагаться. Но и его материально-техническая база уже требует обновления.

Сейчас рукописный фонд нашего музея хранится в Академии художеств, в уникальной комнате-сейфе, так называемой стальной комнате: рукописи произведений великого пи­сателя, его дневники, которые он вёл с 18-летнего возраста на протяжении всей своей жизни, 10 тысяч писем к разным лицам, а также около 50 000 писем, обращённых к нему. Это действительно золотой фонд нашего музея. Постоянно обращаемся к этому фонду при подготовке разных выставок.

– Музей-усадьба в Хамовниках сейчас на реконструкции. Какие реставрационные работы запланировано провести и когда состоится открытие обновлённой усадьбы?

– Обследование показало, что надо восстанавливать фундамент, реставрировать крышу и пол. Необходимо сделать инженерные приспособления, чтобы дом как можно дольше жил. Это означает, что для предметов и самого дома, который является памятником федерального значения, современными техническими средствами должны быть созданы необходимые условия: точный температурно-влажностный режим, правильное освещение… До недавнего времени в усадьбе не было никакого освещения (музей работал только в светлое время суток, примерно до четырёх часов дня), и только в 2006 году появился точечный свет. Сейчас перед нами стоит большая творческая и техническая задача: как выполнить все эти работы и при этом не нарушить атмосферу дома и сада.

В музее-усадьбе в Хамовниках – уникальный сад: в нём растут десять деревьев, которые помнят Льва Николаевича. Среди них – клёны, несколько лип и кривая берёза, запечатлённая на одной из фотографий со Львом Толстым. Наша задача – следить за садом и вовремя подсаживать новые деревья.

Музей-усадьба Л.Н. Толстого в Хамовниках должен открыться для посетителей в 2025 году. Пока же пять тысяч мемориальных предметов рассредоточены в наших залах на Пречистенке. Здесь можно увидеть кабинет Толстого, обстановку других комнат, велосипед, на котором он ездил в 80 лет, гантели и многое другое. Что-то лежит в фондах.

– В Государственном музее Л.Н. Толстого работает большое количество научных сотрудников, которые заняты исследованием творчества Толстого… Есть что-то, что стало открытием последних лет? Было ли найдено что-то уникальное?

– Правнучка Льва Толстого, внучка старшей дочери пи­сателя Татьяны Львовны, Марта Альбертини, проживающая в Италии, написала книгу о своей матери и о своей бабушке. Несколько лет она работала в нашем рукописном отделе и изучала документы, которые касаются её мамы Татьяны Михайловны и бабушки Татьяны Львовны. Книга была издана во Франции на французском языке. Мы сделали её перевод: сейчас книга находится в стадии завершения редакторской работы. Собираемся выпустить её в этом году. Также Марта Альбертини передала в наш музей много писем и воспоминаний Татьяны Львовны и Татьяны Михайловны.

– Что станет знаковым мероприятием двухсотлетия Л.Н. Толстого для музея?

– Мы предлагаем организовать большую выставку в Манеже и хотим создать уникальный полноценный музей рукописей Л.Н. Толстого. Сделать рукопи­си доступными для знакомства – идея, которая давно витает в музее. Очень интересно следить за почерком Толстого, как он менялся с годами... В рукописном отделе хранятся его первые детские сочинения, написанные Толстым в 10-летнем возрасте: их отличает красивый, ровный почерк, который легко можно прочесть. Почерк же, которым написаны дневники и рукописи, разобрать очень сложно. На это была способна только Софья Андреевна.

Главная наша задача – создать условия для дальнейшего сохранения и популяризации всего творческого наследия. В фонде музея хранятся не просто иллюстрации к книгам писателя, а их оригиналы – произведения И.Е. Репина, Л.О. Пастернака… Для того чтобы всё сохранить, мы заключили договор с Российской государственной библиотекой, и уже третий год специалисты делают так называемые охранные копии рукописей, занимаются микрофильмированием.

– Одно из ближайших ме­роприятий – открытие выставки, посвящённой творчеству Л.Н. Толстого, в Узбекистане. Расскажите, пожалуйста, об этом по­подробнее.

– Наш партнёр, Центр кинофестивалей и международных программ, в этом году выиграл грант Президентского фонда культурных инициатив. С президентом центра Татьяной Шумовой было принято совместное решение провести в различных странах СНГ несколько выставок, которые станут частью большого культурно-просветительского проекта «Русский язык как культурный код нации и язык межнационального общения».

Проект реализуется в трёх странах: Республике Таджикистан, Азербайджанской Республике и Республике Узбекистан. Выставки, которые Государственный музей Л.Н. Толстого представляет в рамках этого проекта, носят название «выставка-подарок»: мы передаём в дар этим музеям несколько работ, чтобы они могли и далее экспонироваться в этих странах. Это и выставка «Поэзия в таланте: Некрасов и Толстой», состоявшаяся в Таджикистане, и «Великая невстреча: Толстой и Достоевский» – в Азербайджане, и «Анна Каренина» есть совершенство», которая 11 мая откроется в Центре молодёжи в Ташкенте в Узбекистане и продлится до 16 мая.

На выставке будут продемонстрированы яркие иллюстрации А.В. Ванециана, О.Г. Верейского, В.Д. Медведева, К.И. Рудакова, А.Н. Самохвалова, М.С. Черевкова, А.В. Николаева, черновые рукописи романа: ранние редакции, последняя редакция эпизода смерти Анны Карениной и корректура финала романа. Эти черновики, отброшенные автором, не предназначались для постороннего чтения. Однако именно они создают иллюзию присутствия в творческой лаборатории пи­сателя.

Интерес к «Анне Карениной», как и к другим произведениям Л.Н. Толстого, огромен во всём мире.

– То есть в мире интерес к творчеству Толстого только растёт?

– По экскурсиям в нашем музее, на которые приходят и школьники, и родители с детьми, и пожилые люди, по тем выставкам, которые мы проводим в России и за рубежом, мы видим, что интерес к творчеству Льва Николаевича огромен! И мне кажется, он никогда не уменьшится.

Беседу вела

Наталия Уварова

_________________________________________________________________________________

«ЛГ»-досье

Сергей Александрович Архангелов родился 15 декабря 1950 года в Москве. В 1973 году окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института имени Ленина. В 1982 году окончил МГУ имени Ломоносова по специальности «искусствоведение». С 1979 по 1985 год работал в Управлении изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР, с 1985 по 1991 год – в отделе культуры, искусства и печати Управления делами Совета Министров РСФСР. С 1991 по 2008 год занимал различные должности по вопросам культуры в структурных подразделениях Администрации Президента РСФСР, Правительства РФ. В 2008 году назначен на должность директора Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ. С 2009 по 2014 год – генеральный директор ФГБУК «Государственный центральный музей современной истории России». С 2015 года – генеральный директор ФГБУК «Государственный музей Л.Н. Толстого». Член-корреспондент Российской академии художеств.

Тэги: Музейный фонд
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Настоящая» Полина Виардо

    03.08.2021
  • Не просто выставочное пространство

    06.07.2021
  • Чувств изнеженных отрада

    08.06.2021
  • Наш союзник – сам Рубо!

    17.03.2021
  • Всё, что могло погибнуть

    01.07.2020
  • «Настоящая» Полина Виардо

    11 голосов
  • Вся жизнь Ивана Сергеевича была

    9 голосов
  • Уже читали? И какова же вам Татьяна? А Ольга?..

    8 голосов
  • Тамара Мельникова: «Служу, люблю, надеюсь»

    8 голосов
  • Всё, что могло погибнуть

    8 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS