Они не отличаются от высказанных в опубликованном год назад отклике на первый «Непослушник» («Последний холоп», «ЛГ» от 23.02. 2022). В новой комедии (авторы сценария – Михаил Зубко, Константин Трофимов, режиссёр Владимир Котт) та же правильная злободневная начинка – столкновение традиционных ценностей с современными криминально-торгашескими нравами. Но к этому противостоянию неожиданно добавилась линия ностальгии по Советскому Союзу. Для российского кино, тридцать лет поносившего советское прошлое, это весьма удивительно.
Сюжет здесь более прихотливый. Пранкер Димонстр (Виктор Хориняк), оказывается, недостаточно перевоспитался в первой серии. У него с Настей родился ребёнок, но он поглядывает налево и венчаться не торопится. Теперь под страхом расправы, которой ему грозит криминальный авторитет Чёрный (Гоша Куценко), он опять вынужден творить добрые дела. На этот раз Димонстр (на фото) должен всё сделать для того, чтобы к настоятелю монастыря вернулась память. Отец Анатолий (Юрий Кузнецов) внезапно потерял её во время приступа, который случился, лишь только бандит Чёрный начал свою страшную исповедь.
Врачи объяснили, что шанс выздоровления есть, если отцу Анатолию воссоздать волнующие ситуации его домонашеской жизни. И Димонстр берётся их организовать. И спасение лошадей во время пожара в конюшне, случившегося в детстве, и первую любовь, и драку за возлюбленную, и, наконец, космический полёт... Да-да, в молодости отец Анатолий был космонавтом и участвовал в космической экспедиции, которая чуть было не окончилась трагедией. Этот дорогостоящий многоходовый пранк, который умело режиссирует Димонстр, щедро финансирует пахан Чёрный.
И постепенно отец Анатолий вспоминает всё и даже то, что раньше вспоминать не хотел, свой самый страшный грех: он бросил свою возлюбленную, а она, оказывается, была беременна. В финале сильно «повзрослевшая» возлюбленная в исполнении прекрасной Марины Дюжевой приезжает в монастырь вместе с дочкой и внуком, простят ли они Анатолия? История эта напомнила об успехе первого «Дозора», в котором в сердцевине была похожая история. Абсолютно немыслимые, даже кровавые «вампирские» обстоятельства зритель принимает, если суть истории человеческая: осознание вины мужчины, обидевшего свою женщину. Тема искупления в «Непослушнике-2» проходит через образ в первую очередь отца Анатолия, а потом уж и Димонстра, который легкомысленно относится к жене с новорождённым младенцем и норовит ускользнуть из монастыря в свою прежнюю жизнь.
Не понравилось же в фильме то же, что и в первой серии. Дмитрий-Димонстр как будто придуривается. Всем другим персонажам, которые играют и живут в роли, верится, а Виктор Хориняк эксплуатирует краску-маску, найденную в «Последнем богатыре». Там герой то ли верит, то ли не верит в предлагаемые обстоятельства. Но «Богатырь» – комедийная сказка. Кстати, с каждой новой серией всё дальше уходит главная идея, бывшая в первом «Богатыре», «перековка» главного героя – современный прохиндей, окунувшись в героическое богатырское прошлое, преображается, становится настоящим человеком, мужчиной.
В «Непослушнике» Димонстр как будто не допускает до себя настоящих предлагаемых обстоятельств истории, относясь к происходящему как будто свысока, иронически. И не вызывает такого сердечного сочувствия, как например, отец Анатолий или даже пахан Чёрный, а также Ефросинья (Татьяна Орлова), Настя (Таисия Вилкова), бывший полицейский, а ныне монах (Олег Каменщиков), да и все другие герои фильма. Потому и главный герой, и фильм многое теряют. А я, как зритель, полностью не погружаюсь в грёзу-кино, хочу, но не получается. И потому полфильма скучно.
Но финал с массовым исполнением песни (на этот раз прозвучал шедевр Пахмутовой и Добронравова «Как молоды мы были») был замечательный, духоподъёмный.