Как известно, Болонская система образования подавалась поначалу как способ создания «единого европейского образовательного пространства». Сейчас видно, что её внедрение – это путь к уничтожению едва ли не всей академической основы образования в университетах и колледжах, в средней школе. Идея проистекала от фондов Карнеги и Сороса, Всемирного банка. При этом США к этой системе не присоединились, хотя активно продвигают её внедрение в других странах, особенно в ЕС.
«Оболонилась» и Латвия, где власти попутно переводят все русские школы на латышский язык. Можно многому удивляться. Например, красоту латышской литературы и языка русским старшеклассникам предлагают познать по произведению Гунара Яновскиса «Сола». Роман одобрен министерством образования и науки Латвии. Вот небольшой отрывок: «Если ты встретишься с русским, то говори с ним так, будто бы ты стоишь в окне второго этажа, а он внизу, во дворе, по колено в дерьме и грязи... Не бей по роже, но смотри на него свысока, и ты увидишь, как он тебя испугается. Так собака боится малейшей строгости в голосе хозяина, и русский в своей узкой душонке это не что иное, как бичуемый татарами раб, коим он был столетиями, только вприсядку на его согбенной в горб спине сегодня танцует монгол в чекистской униформе».
По мнению министерства – это «золотой фонд латышской классики». А вот отрывочек из учебника по латышскому языку для 8-го класса. Его авторы Айя Калве и Силвия Третьякова дают картинку: «Вытащив новый шприц и разорвав зубами упаковку, она очень внимательно из сложенной бумажки высыпала в ложку какой-то белый порошок. Потом зажигалкой грела ложку так долго, пока порошок не превратился в жидкость. Её Саилите втянула в шприц и…».
Весь текст полон жаргоном наркоманов, пошаговым описанием, как подкуривать анашу из трубки, как забивать косяк, правильно вкалывать героин и что такое «чека». Рассказ «SirSniņSalaS» латышского поэта и писателя Мариса Рунгулиса (издан при поддержке «Фонда Латвийского культурного капитала») предназначен для девятиклассников. Девочка Лива встречает свою первую любовь, но из-за непонимания мамы бежит из дома. Приют находит у наркоманов на чердаке лодочной станции. Описания моментов, как молодые люди «ширяются», очень подробны. Живописна и сцена, когда Лива продаёт украденный телефон. Ближе к финалу мама всё же находит дочку, а наркоманы гибнут при пожаре. Мораль проста: хочешь проучить маму – беги из дома.
А вот учебник латышского языка для 10-го класса русских школ, его авторы Илута Далбиня и Инесса Лачауниеце (издательство«RaKa»). Просветительницы, похоже, исходят из того, что знание «латышизированного» русского мата позволит школярам находить общий язык с разными людьми в разных ситуациях. Нецензурные слова в латышской транскрипции приведены как синонимы слов «всё равно», «прекрасно» и «плохо» – соответственно «pohuj», «zajebisj» и «pizdets». Книга анонсируется издательством как «действительно интересная и современная, отвечающая новым стандартам обучения». Агентство по изучению латышского языка даёт свою оценку «шедевру»: «Молодёжь надо предупреждать о рисках, с которыми можно столкнуться в мире взрослых». Какая трогательная забота!
Интересен учебник латышского языка для русских восьмиклассников. Тут, например, есть история, как школьница села в попутную машину, чтобы добраться до дома. За рулём православный священник, весь салон авто в иконах. А «батюшка» – современный. Сначала предложил девушке 40 евро за массаж спины, но готов отпустить все грехи в обмен на интимные услуги за 200 евро.
Не отстают и учебники по математике. Например, можно узнать, как правильно разбодяжить спирт, чтобы получилась водка. Для пятиклассников подробно описывается строение половой системы, даётся инструкция по применению презервативов. Поднимается вопрос размера пенисов, груди, значения поллюции и менструации. Автор учебника Инесса Лачауниеце изначально готовила его для десятиклассников- латышей, но для русских можно начинать и в 5-м. Теперь дама разрабатывает учебники для всех классов русских школ. Скажем, третьеклассникам рассказывает, что такое анаша, гашиш, как следует забивать косяк и курить «правильный» кальян. Для первоклассников нашлись «лишь» стихи про коноплю.
Замечательные писатели былых времён Ян Райнис, Имант Зиедонис, Вилис Лацис с его «Игрой над бездной» или Анна Саксе со «Сказками о цветах» уже не входят в школьную программу.
Особо впечатляют учебники по истории, повествующие о «кровавых зверствах царской России» в Латвии и о «преступлениях» СССР.
Подход к прошлому зиждется на трёх китах. Первое – это возвеличивание титульного этноса. И, конечно же, латышам всегда кто-то препятствовал в развитии. Второе – взгляд на русских, как на неких маргиналов, враждебных и чужеродных. И Россия-де всегда преследовала одну цель – колонизировать Латвию. А вот правление Карлиса Ульманиса в 1930-е связано не только с экономическим расцветом Латвии, но и с небывалым подъёмом в развитии всех нацменьшинств. Главная же причина утраты независимости – пакт Молотова–Риббентропа. И понятно, что «страшный год» в истории Латвии (с 5 августа 1940 года по 22 июня 1941 года) был куда более тяжёлым и кровавым, нежели период немецко-фашистской оккупации с 22 июня 1941 по 13 октября 1944 года. И, наконец, третье – раскручивание антироссийских и антирусских настроений. При нацистах латышам-де жилось лучше, чем при коммунистах. Освобождение от нацистской оккупации – лишь начало советской. Латышам был нанесён непоправимый ущерб, в итоге страна по уровню развития катастрофически отстала от стран Запада. Доводы оппонентов не принимаются! Табу наложено на такие темы, как просоветские настроения народа Латвии в 1918-м, антисемитизм и подавление прав национальных меньшинств во времена авторитарного и этнократического режима К. Ульманиса. Принижается значение антифашистского подполья и партизанского движения, а вклад СССР в развитие Латвии после 1945 года оценивается сугубо отрицательно.
Специальная комиссия историков, созданная при президенте Латвии, внедряет шаблон, что Латышский добровольческий легион Ваффен СС участвовал только в боевых действиях и не был связан с карательными акциями против мирных жителей. Вопреки фактам утверждается, что вступление латышей в легион было якобы единственной возможностью бороться за независимость. Опять же вопреки фактам пишется, что легионеры воевали против большевистской России, а не против Англии, Франции и США. Делается вывод, что Латышский добровольческий легион Ваффен СС не следует относить к войскам СС фашистской Германии и поэтому он не может, вопреки решению Нюрнбергского трибунала, рассматриваться как преступное воинское соединение. Выводы комиссии — это официальная позиция государства, которая, по сути, полностью реабилитирует идеологию нацизма.
И вот уже в сочинениях латышских школьников расписывается существование вечной Латвии, которую постоянно захватывают, пытаясь уничтожить, а латыши – всегда жертвы. У русских же детей, на подсознательном уровне, включается защитный механизм от столь грубых и насильственных попыток навязать им комплекс вины. Они воспринимают Латвию на фоне антиисторических россказней не иначе, как государство, где царит апартеид.
Программы обучения в русских и латышских школах отличаются и по методикам. При этом выпускники русских школ показывают на экзаменах лучшие, чем латыши, результаты по английскому, немецкому языкам, по химии, физике и математике. Их средний балл всегда выше. Все русские школьники изучают латышский язык с первого класса и сдают выпускной экзамен на общих основаниях, как будто учились в латышской школе. И это несмотря на то, что им преподают язык зачастую формально и скучно, и за 29 лет независимости не появились современные методики изучения латышского языка. По словам психологов, насильственный перевод ребёнка на обучение на неродном языке ведёт к задержке психического развития. Уже фиксируются проблемы с нервной системой и эмоциональной стабильностью. К тому же дети знают, что 350 000 русских людей продолжают находиться в статусе негражданина ЛР с поражением в правах по 82 пунктам. Запрет действует на 47 профессий. Искажаются русские имена и фамилии в паспортах, массово сносятся памятники в честь Великой Победы, а правозащитников преследуют по надуманным статьям УК ЛР.
Руслан Панкратов,
Рига