В издательстве «Алетейя» увидела свет книга историка Ивана Матвеева «Хранитель истории династии. Жизнь и время князя Николая Романова».
Герой монографии – князь Николай Романович Романов, родившийся в 1922 году во Франции и скончавшийся в 2014 году в Италии. Праправнук Николая I по мужской линии, историк (специализировался, естественно, на истории Дома Романовых), а кроме того, меценат и общественный деятель. В течение четверти века он возглавлял род Романовых. Был женат на итальянке, графине Звеве делла Герардеска, и именно на Апеннинах прошла основная часть его жизни. Увы, в монографии Ивана Матвеева не хватало одного – сведений о точном месте захоронения Николая Романова. Было лишь известно, что князя похоронили в Пизе, в семейном склепе его супруги из тосканского рода делла Герардеска. А скончался он в их семейной усадьбе под Ливорно…
Литератор из города на Неве Михаил Талалай, историк, исследователь русского зарубежья, чьей областью научных интересов является, в частности, петербурговедение, побывал на Пригородном кладбище Пизы. О дальнейших событиях «ЛГ» посчитала правильным рассказать непосредственно в его изложении…
«Пригородное кладбище я исследовал лет тридцать тому назад. Из обнаруженных там русских могил самым интересным оказалось надгробие малоизвестного живописца Ивана Матвеева (по удивительному совпадению – полного тёзки автора монографии о Романове. – Прим. М. Талалая). На ней – трогательная эпитафия от неизвестной итальянки: «Здесь покоится прах московского художника Ивана Евсеевича Матвеева, р. 30 дек. 1868, ум. 20 нояб. 1904. В обители Всевышнего почивает мой любезный друг и верный спутник, а я безутешная буду тебе верна до последнего вздоха». Когда мы вместе с Анной-Марией Канепа, моей коллегой из Пизы, обнаружили эту могилу, кладбищенские работники грозились её упразднить как никем не посещаемую. Нам удалось убедить их оставить прах художника в покое…
Обход кладбища поначалу не принёс результатов. Расспросы посетителей – не знаете ли, где капелла делла Герардеска? – тоже не помогли делу. Пришлось идти в кладбищенскую контору. Там запись о Николае Романовиче нашлась сразу. «Галерея А, арка шесть», – бодро сообщил кустод (смотритель).
…Ниши в склепе располагались по боковым стенам. Я стал читать эпитафии. «А вот тут по-русски!» – и кустод радостно показал мне вверху под самым потолком надпись: «Князь Николай Романович».
«В этой капелле, синьоре, закончилась Российская империя!» – объяснил я смотрителю. Мы пожали друг другу руки и разошлись…»
Степан Нерудов