В канун старого Нового года, 12 января, телеведущий Андрей Малахов в своей программе на «России 1» порадовал зрителей (можно смело использовать такой глагол) не совсем обычным эфиром. В то время как буквально на глазах рвутся связи и не снижается напряжённость между Россией и многими в Европе, Малахов и его команда решили рассказать об итальянцах, вернее, о дружбе людей наших стран. Среди героев программы была Маринелла Мондаини, писательница, автор «ЛГ». Она давно живёт с семьёй в России, но не порывает связей с Италией.
Также в программе участвовали Элизео Бертолази, снявший правдивый документальный фильм о Донбассе, Эннио Бордато, который по видеосвязи общался со зрителями и находившейся в студии Анной Тув – этой девушке итальянский благотворитель и бизнесмен помог вернуться к полноценной жизни благодаря подаренному уникальному протезу. Эннио помог не только Анне, но и ещё многим русским. Были в эфире и другие гости – итальянцы, россияне, украинцы. Дополняли картину сюжеты, заранее снятые в Италии, Донбассе, Москве. Авторы эфира и его участники на живых примерах искренне и эмоционально показали, что роднит итальянцев и русских, как люди стремятся помогать друг другу вопреки политическим столкновениям, попыткам рассорить народы и даже стравить их.
Казалось бы, надо радоваться, что вышла в свет добрая программа во имя дружбы и сотрудничества России и Италии! И многих наших телезрителей она взволновала, как и меня, ведь таких эфиров явно не хватает. Но не прошло и дня, как появились злобные отклики. Буквально на следующий день украинский медиаресурс «Украина Live» выдал видеосюжет, вставив в него высказанное Маринеллой Мондаини мнение, что в Италии нередко даётся искажённая информация о Донбассе. И тут же последовал комментарий на украинском языке: «Малахов отыскал дешёвых российских актёров-итальянцев, которые переехали в ЛНР». Счастливые «иноземцы» рассказали, как им хорошо живётся вдали от европейских ценностей» (соблюдена орфография украинского канала). Возможно, все эти догадки про неких «актёров» и сами извивы мысли говорят, что у ресурса «Украина Live» явно промок порох в пороховнице, если силы тратятся на столь примитивную ложь? Не будем гадать.
У киевских журналистов, однако, находятся сторонники в Италии. Среди них, например, авторитетный ресурс Open, который позиционирует себя как «антифейк ньюс» и разоблачитель фальшивок. Так вот, Open взял информацию от «Украина Live» как достоверную, перевёл на итальянский и добавил немножко, ну трошечки (если по-украински), своих фантазий о Маринелле Мондаини, чему она была сильно удивлена.
Одна ложь ресурса наслаивается на другую: Маринеллу причислили к противникам вакцинирования от ковида и, более того, назвали антивакцинным блогером сайта L’Antidiplomatico. В том, что это наглое враньё, легко убедиться, прочтя её статьи, опубликованные на этом сайте. Она не отрицала наличие вируса, никогда ничего не говорила и не писала против вакцинации. А уж вишенка на торте, испечённом Open, – информация, будто Маринелла раньше жила в Москве, но потом переехала в Луганск вместе с другим итальянцем «и там они начали новую жизнь». В реальности указанного итальянца Маринелла в первый раз увидела в студии на передаче Малахова, и хоть сама бывала на Донбассе, в Донецке, но никогда не посещала Луганск и по сей день живёт в Москве.
Дальше Open садится на любимый многими итальянскими медиа конёк, утверждая, что Маринелла всегда «неустанно занималась распространением кремлёвской пропаганды» (а такому железобетонному штампу кто возразит?!). Особо бесит разоблачителей, что одно из произведений Маринеллы называется «Донбасс живёт и будет жить» и в нём автор (как только посмела?!) соглашается с «версией Кремля», будто шахтёрский регион «независим от Киева». Ко всему прочему – что вообще непростительно! – Маринелла оценивает резню в Буче как «киевскую кинофантазию». Разоблачители собрали в кучу всё возможное, смешав, что было и чего не было.
Маринелле вообще-то к подобному не привыкать. Не так давно на интернет-сайте Butac, определяющем себя как борца с мистификациями и дезинформациями, появилась статья на основе интервью, которое взял у писательницы один прибалтийский журналист и опубликовал на русском языке. А вот перевод на итальянский сделал украинец, поскольку редактор сайта, итальянец, не владеет русским. В итоге вышло полное искажение фактов. Например, утверждается, что Маринелла покинула Италию и сбежала в Россию, потому что ненавидит мигрантов (а мигранты – это ещё один конёк, который используют против тех, кто не подчиняется официальной позиции ЕС). Но главное-то в другом: Маринелла в Москве ещё со времён Советского Союза, когда ни о каком наплыве мигрантов в Европу и не помышляли. Техника обмана давно испытана: за основу берётся какой-то текст или факт, меняются некоторые слова, искажаются или вольно трактуются мысли – и в результате выходит то, чего человек никогда не говорил. А как ещё успешнее кого-то дискредитировать?
Маринелла рассказала мне, приводя реальные факты, что в Италии курс на очернение России и её лидера никто не отменял, а итальянское правительство (независимо от его состава) ведёт политику «Едины с Украиной». Поэтому даже не стоит удивляться, что они пригласили Зеленского на предстоящий фестиваль в Сан-Ремо. Скорее всего, к собранным десяткам тысяч подписей против этого не прислушаются, хотя ясно, что три-четыре года назад вряд ли бы кто-то приветствовал откровенное использование музыкального фестиваля в политических целях.
Конечно, все мы проходим через непростые времена. Во многих европейских странах заметно явление «отмена русской культуры», на головы людей выливают ушаты лжи о России и русских, что видно и на истории Маринеллы Мондаини. У нас также слышны высказывания, в том числе на популярных телеканалах, в социальных сетях, что надо отгородиться от Европы, что европейцы только делали вид, что уважали русскую культуру, ценили наших классиков, а на самом деле в глубине души держали нас за людей второго сорта. Мне кажется, и то и другое – преувеличение, печальные перехлёсты.
Уже хрестоматийным стал пример, что новый сезон знаменитый театр Ла Скала в Милане начал с русской классики – оперы «Борис Годунов». Хотя пока это скорее исключение. Был отменён намеченный на 28 декабря 2022 года концерт выдающейся пианистки Валентины Лисицы в театре Ла Фениче. Почему? Вот что пишет газета Il Corriere del Veneto: «Лисица высказывала пропутинские позиции, что вызвало гнев и споры в соцсетях после анонса мероприятия». Но скандал-то начался с твита украинской активистки Марии Крамаренко: «Валентина Лисица собирается дать концерт в престижном театре Ла Фениче в Венеции. Она известна своей пропутинской позицией и даже дала концерт 9 мая в оккупированном Мариуполе». И всё, и пошло-поехало… Концерт отменили фактически по тенденциозному доносу, не вникая ни в суть, ни в детали. От страха, как бы чего не вышло… 30 декабря миланский театр Arcimboldi объявил об отмене балета «Распутин – танцевальная драма», запланированного на 28 и 29 января 2023 года, с участием Сергея Полунина. Почему? Да потому, что танцор целиком «пророссийский и поклонник Владимира Путина», а такого свидетельства сейчас вполне достаточно, чтобы поставить под сомнение необходимость принимать у себя на сцене даже большой талант. Так своеобразно выглядит ныне свобода слова и мыслей на родине европейской демократии. Ведь она в её современном понимании берёт своё начало именно в Древней Греции и Древнем Риме. А теперь, оказывается, если ты что-то оцениваешь по-своему, можно отменить твой спектакль, концерт, бросить тень на артистов, русскую культуру.
На фоне столь противоречивой картины культурного и гуманитарного взаимодействия программа Андрея Малахова, собрав в одном зале итальянцев и русских, подтвердила, что всем им раздрай между нашими странами не нужен. Уж не говорю о том, что в России продолжает звучать в эфире и на сцене музыка западных композиторов, ставятся пьесы бессмертных авторов из Европы и США, никто не запрещает продажу книг Хемингуэя или Гарсия Лорки, как и показ прекрасных итальянских и французских фильмов с любимыми актёрами. Иной подход кажется нам несправедливым, противоестественным. Как, скажем, не станем мы отказываться от пиццы или хорошего итальянского вина. Что касается Европы, то наверняка там со временем наступит отрезвление, а кому-то даже будет стыдно.
Премьер Италии Джорджа Мелони побывала на «Борисе Годунове» в Ла Скала, заметив потом, что её позиция по украинскому вопросу не имеет отношения к русской культуре и русскому народу. Увы, делами это не всегда подтверждается… / MATTEO BAZZI / ИТАР-ТАСС