В Манеже проходит юбилейная выставка Василия Нестеренко
Исполнилось пятьдесят лет Василию Нестеренко, народному художнику России, действительному члену Российской академии художеств. За 35 лет своей творческой деятельности он создал немало значительных произведений, посвящённых ключевым, поворотным событиям нашей истории. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Центральном музее Вооружённых сил, Музее храма Христа Спасителя, а также в художественных галереях по всему миру.
Ему интересен человек во всей его непредсказуемости и неповторимости. Василию Нестеренко удаётся передать на холсте человеческую боль и слезу, упрямство и волю к победе. Он воплощает в красках и строгую монументальность оперного певца Владимира Маторина, и гениальность Ирины Архиповой, и высокую струну таланта Василия Ланового.
Исторический живописец Нестеренко – автор известных работ «Москва встречает героев Полтавы», «Отстоим Севастополь», «Непокорённый», «Клятва князя Пожарского», «Триумф Российского флота», «Эхо прошедшей войны», «Возрождение патриаршества». И это далеко не полный перечень «узнаваемых» произведений. Центральное полотно юбилейной ретроспективной выставки, открывшейся в феврале в Манеже, – восьмиметровый холст «Избавление от смуты». Ключом к пониманию сюжета картины является историческая ретроспектива. Триста воинов под руководством народного героя Кузьмы Минина обратили вспять семнадцатитысячное войско интервентов. Силой духа, силой русского оружия. Всадники на полотне изображены в натуральную величину, их лица источают свет бесстрашия, неугасающую решимость сражаться за свою землю, за правду. Рядом с такой симфонией не устоишь просто как зритель, но только как соратник, готовый на своём собственном поле побеждать врагов.
«Всем – от современного политика до обычного гражданина и даже ребёнка, – говорит художник, – нужно внимательнее смотреть на то, что было много лет назад и что происходит по всему миру. Опять мир пытается наступать на те же грабли!
Показательно и невероятно, что в период создания росписей в храме Христа Спасителя Василий Нестеренко трудился по 14 часов в сутки. В итоге – четыре колоссальные росписи «Крещение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», «Воскресение Христово», «Апостол Матфей». Работы на общей площади 400 квадратных метров были выполнены им в одиночку, без помощников. А далее – четыре Богородичные иконы, плащаница, пять картин на евангельские сюжеты для трапезной патриарха и десять видов монастырей в Зале церковных соборов. Подвижничество во имя идеи – основная составляющая истинного искусства.
Сегодня художник трудится не только в собственной мастерской, не только путешествует по России с этюдником. Он поднимает целые пласты и наслоения в своей душе. Его «трудный рай» на Афоне, где многие месяцы молитв и покаяния открыли ему непостигнутое ранее, дали творчеству живописца импульс добра, присовокупили его работам свечение радости, которое ни за что и никому не даётся извне, но только по искренним молитвам, только порождается самою душою.
И годы труда на Афоне, и работы по восстановлению храмов России – всё это говорит о том, что художник, следуя завету Гоголя, постиг тайны «как в рукотворном деле искусства, так и в мыслях, направляющих искусство к законному и высшему назначенью». Василий Нестеренко проповедует новый образ жизни художника как православного человека и стяжателя духа. И хочется верить, что такое искусство, несомненно, послужит избавлению от смуты.