По некоторым оценкам общая аудитория интервью Президента России, с учётом разных носителей, платформ и языков, уже приблизилась к миллиарду. О главных адресатах и главных смыслах программного послания Владимира Путина размышляют наши эксперты.
За Такером Карлсоном стоит другая Америка
Алексей Пушков, председатель Комиссии Совета Федерации РФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ
– Оценивать интервью Владимира Путина Такеру Карлсону можно с разных точек зрения уже в силу его многомерности и его политического значения. Напомню, что в своём анонсе встречи с Путиным Карлсон заявил, что делает это потому, что американцев держат в неведении относительно подлинной ситуации в России и на Украине и прежде всего там не знают реальных причин и мотивов действий Москвы.
Действительно, в США и на Западе в целом вокруг причин украинского кризиса воздвигнута мощная информационная стена. Как же вообще стало возможно такое интервью в нынешних условиях «ледяной войны» Запада против России и во времена тотального торжества русофобии? Видимо, чтобы ответить на этот вопрос, надо рассматривать это интервью как показатель глубоких изменений в самих США. Это следует уже из того, что звезда американской тележурналистики Такер Карлсон и богатейший человек Америки Илон Маск объединили свои усилия: Карлсон взял интервью у Путина, а Маск предоставил глобальную платформу приобретённого им «Твиттера», переименованного Маском в Х.
Вспомним, в 2021 году «Твиттер» ославил себя на весь мир, заблокировав аккаунт Дональда Трампа. А в 2024 году Х прославился тем, что предоставил возможность всему миру ознакомиться с позицией Владимира Путина. Вряд ли это было бы возможно без глубоких сдвигов в американском общественном мнении. А такие сдвиги признают и в самих США. Вот что пишет по этому поводу обозреватель «Нью-Йорк Таймс» Питер Бейкер: «После многих десятилетий родившегося в годы холодной войны двухпартийного консенсуса о роли Америки в мире глобализация, массовая миграция и зарубежные войны дискредитировали в глазах многих американцев старое мышление и открыли двери для фигур вроде Трампа, чьё обещание поставить Америку во главу угла имеет широкий резонанс среди населения США».
Действительно, мы привыкли видеть Америку главным источником военных интервенций и государственных переворотов, лидером продвижения ценностей ЛГБТ и трансгендерной культуры. Мы привыкли видеть в Америке генератор антироссийской политики объединённого Запада. Всё это так. Но это ещё не вся Америка. Существует и другая Америка, которая выступает против смены пола, однополых браков, радикального феминизма и антибелого расизма. И эта Америка больше не желает тратить деньги на зарубежные войны, ничего не дающие стране и выгодные лишь части её политической и финансовой элиты. И когда Карлсон ехал в Москву, он был уверен, что за его спиной стоит именно эта, другая Америка.
Конечно, сейчас Карлсона будут травить, в Штатах звучали даже призывы арестовать журналиста после возвращения из России «за шпионаж». Однако плюсы от этого для сторонников Байдена весьма сомнительны. Арест популярнейшего журналиста вызвал бы огромный скандал, который накануне выборов может оказаться совсем не в пользу Байдена, тем более что обвинение в шпионаже потребует хоть каких-то доказательств, которых не существует в природе. Поэтому Карлсону вряд ли угрожает судьба Джулиана Ассанжа.
Мы видим, что меняется не только мир, постепенно меняется и сама Америка. А насколько она меняется – ответ на этот вопрос мы, возможно, получим уже в этом году.
Россия продемонстрировала миролюбие
Николай Стариков, писатель
– Основным адресатом интервью Владимира Путина Такеру Карлсону был рядовой западный обыватель, что подтверждается огромным количеством просмотров. Но не менее важной была ещё одна группа адресатов – те, кто принимает решения на Западе. Речь не о «лидерах» западных государств, а о тех, кто их выдвигает и ими руководит.
Это владельцы мировых финансов, мировых корпораций, реально определяющие мировую политику.
Конечно, Путин обращался и к россиянам. И здесь тоже было новое для нас: например, президент рассказал, как в 2014 году было достигнуто соглашение с Западом о примирении конфликтующих сторон в Киеве: Москва должна была «успокоить Януковича», а Запад – воздействовать на оппозицию. Это объясняет, почему Янукович не разогнал Майдан, а потом лишился власти: дело было не в его «слабом характере», а в действиях Запада и украинской оппозиции, нарушивших договорённости.
Наш президент очень чётко вёл общение с самым популярным западным журналистом, сразу взяв инициативу в свои руки. И «историческая минутка» была инициирована Путиным, рассказавшим, прежде всего западному обывателю, нюансы российской истории, во многом объясняющие сегодняшние события. Очень важно, что Путин поведал и о том, как ведут себя западные политики: например, Борис Джонсон, сорвавший мирные переговоры в Стамбуле.
И всё же главное в этом интервью – слова Путина о возможности достижения мирных договорённостей по Украине. Напомню: всякий раз, когда мы предлагаем решить дело миром и Запад отказывается, ситуация для Запада меняется в худшую сторону. Путин подчеркнул, что Россия будет до конца отстаивать свои интересы и с Россией лучше не воевать, а договариваться. Теперь мяч на стороне тех, кто принимает ключевые решения на Западе. А это не Байден, не Шольц, и не Макрон, а их настоящие хозяева.
Но интервью Путина войдёт в историю, даже вне зависимости от реакции хозяев западных лидеров. Сказанное нашим президентом определяет некую развилку в международной политике, ведь речь идёт даже не только и не столько об Украине, сколько о направлениях развития человечества. Путин, по сути, отправил мировым закулисным лидерам сигнал: Россия не собирается уничтожать западный мир, мы лишь хотим, чтобы учитывались и наши интересы, и готовы эти интересы отстаивать. По сути, Москва предложила идею мирного сосуществования двух мировоззренческих систем.
Примут ли сильные мира сего эти предложения? Джонсон, Шольц и Трюдо сразу призвали «не смотреть интервью Путина». Увы, они ведут себя как люди, не имеющие отношения ни к политике, ни к демократии. Впрочем, куда важнее реакция тех, кто руководит этими «лидерами» и определяет мировую политику.
Чтобы понять, к кому именно обратился Путин, вспомним фильм «Матрица», когда Нео, чтобы остановить кровопролитие в войне с армией машин, обратился напрямую к Матрице и объяснил ей, что продолжение войны уничтожит всё и вся. И Матрица приняла решение о мирном сосуществовании. И если «матрица» западного мира примет предложение Путина, мы увидим резкое изменение позиции лидеров западного мира. Но «матрица» может это предложение и не принять: она ещё питает иллюзии, что сможет если не нанести поражение России на поле боя, то хотя бы нанести нам максимальный ущерб, тем самым усилив свои переговорные позиции. И если «контрнаступ» ВСУ показал свою несостоятельность, то теперь «матрица» вполне может захотеть посмотреть, как будет выглядеть оборона украинской армии.
В сегодняшнем мире сложно демонстрировать миролюбие, но Россия такое миролюбие демонстрирует. И даже если призыв Путина к миру не будет услышан «матрицей» мировой политики, всё равно это надо было сделать. Мир должен понять, что попытки уничтожить Россию приведут к глобальной катастрофе. А потому можно лишь приветствовать предложения Путина и пожелать ему той же мудрости и решимости, которые он демонстрирует, когда речь идёт о ключевых вопросах мировой политики.