Утро. Пьём чай и смотрим по ТВ новости. Чиновник Департамента образования рапортует об открытии в столице новых сверхсовременных образовательных комплексов. Хорошо! Но вечером умиротворение сменяется тревогой. Воспитатели детского сада сообщают неприятные новости. Наш сад – коррекционный, ортопедический. Но теперь, по новому закону об образовании, таких специализированных садов, школ, интернатов нет. То есть фактически они ещё есть (пытаются как-то выжить), но юридически их нет. Реформаторы поставили детям с нарушениями зрения, логопедическими, ортопедическими, психическими проблемами новый диагноз – здоровы!
С точки зрения законодателей наши дети больше не нуждаются в особых условиях, им не нужны специалисты, которые помогут хотя бы частично решить их проблемы ещё до школы.
В своё время мне повезло устроить ребёнка в прекрасный садик. Ухоженная территория – цветники, каштаны, розы и даже грядки с земляникой, прекрасно оборудованные игровые площадки. Внутри тоже всё отремонтировано, чисто, красиво, продумано, группы в среднем по десять человек. На базе сада работали ЦИПР (центр игровой поддержки), Семейный детский сад, лекотека. Среди персонала помимо воспитателей были два музыкальных руководителя, четыре логопеда, три массажиста, медсестра физиотерапии, четыре психолога, врач-ортопед, педиатр. Соляная пещера, физиотерапевтический кабинет, бассейн, сауна, кислородный коктейль. Всё в идеальном состоянии. Родительская плата на момент поступления (сентябрь позапрошлого года) за всё это великолепие – 900 рублей плюс 2500 за дополнительные занятия по математике, чтению, английскому языку. Всё это создавалось четверть века одним бессменным руководителем и собранным ею коллективом. А потом пришли реформы...
Сначала закрылась лекотека. И не только у нас, их количество сильно сократилось по всей стране. Потом весь медицинский персонал перешёл в ведение поликлиники. В результате сад лишился всех массажистов, медсестёр, бассейна, сауны, соляной пещеры, физиотерапии. В конце концов удалось оживить соляную пещеру и вернуть одного массажиста, но и эти процедуры теперь дети получают гораздо реже. Логопед остался один и только для подготовительных групп. Остальные за групповые занятия с логопедом (необходимые, по заключению медицинской комиссии) платят дополнительно.
Я, кстати, сходила в поликлинику. Там мне удалось побеседовать с заведующей по работе с образовательными учреждениями. И общительная женщина объяснила мне, что, когда ставки медсестёр передавались поликлинике, «была установка» (дословно) сохранить их всех. Но сначала уволилась такая-то медсестра, потом такая-то, потом… «Позвольте, – спрашиваю, – они по десять-пятнадцать лет проработали в саду и вдруг все разом уволились? А куда же пошла выделяемая на их ставки зарплата?» На что был ответ: «Зарплата – это наша коммерческая тайна». Вот так, в бюджетном учреждении, которое существует на наши налоги, зарплата медсестёр – коммерческая тайна. Но я-то знаю: уволились люди потому, что денег поликлиника предложила им в разы меньше, чем они получали в детском саду.
Недавно нам преподнесли ещё один «сюрприз» – сняли врача-педиатра, которая пятнадцать лет курировала детишек «Колобка», осматривая каждого один-два раза в неделю. На физиотерапию посоветовали водить детей (трёх–четырёхлеток с проблемами здоровья) группами по пять человек в поликлинику. Кто возьмёт на себя ответственность за безопасность детей? Раньше физиотерапию дети регулярно получали прямо в саду, теперь вполне рабочее оборудование там простаивает. Лицензия на его использование была бессрочная. Но потом она каким-то невероятным образом пропала в бумажных водоворотах поликлиники.
Следующие проблемы обнаружились после объединения детского сада с близлежащей школой. Дополнительные занятия подорожали в два раза. Размер родительской платы тоже увеличился больше чем в два раза!
Мы согласны – достойный труд должен достойно оплачиваться. Но вот незадача. Несмотря на то что мы платим всё больше, воспитатели получают всё меньше. Размер их зарплаты теперь зависит от количества детей. Если раньше в группах коррекционного детского сада было в среднем по десять человек, то теперь на попечении воспитателей уже двадцать детишек. Во многих детсадах вообще сняли коррекционные надбавки (оставлять ли их, теперь решает школа). Но дети ведь остались те же, с теми же проблемами, и воспитатели так же занимаются с ними специальной гимнастикой, закаливанием.
Раньше, когда детсад был самостоятельной финансовой единицей и сам распоряжался своими средствами, ему хватало денег на всё: на пособия, оборудование, игрушки, достойную оплату персонала, ремонт. Теперь же каждый пункт приходится выбивать с боем. Родители то и дело устраивают паломничество в кабинет директора школы, чтобы выяснить, почему мы платим в разы больше, а денег всё равно не хватает.
Иду и я в школу. У директора – энергичной стройной женщины – свои аргументы. Под её управление попало несколько школ и садов, многие из которых откровенно запущены. Она делает возможное и невозможное, чтобы сохранить коррекционную направленность детского сада, достойный уровень зарплаты воспитателей, предложить дополнительные услуги по разумной цене (действительно, судя по сообщениям в соцсетях из других мест, у нас ещё не так всё плохо). Но она не может повлиять на законодательство. Не может изменить систему, при которой больше трети сумм, полученных за дополнительные образовательные услуги, уходит на налоги. Да и фонд заработной платы постоянно сокращается. Дошкольное образование у нас теперь необязательное и финансируется по остаточному принципу. Сидите, мамы, с детишками дома, готовьте их к школе сами. Если можете…
В других садах, кстати, всё ещё дороже. У моей подруги только занятия в бассейне стоят почти три тысячи рублей в месяц, вместе с другими «допуслугами» получается уже тысяч десять. Даже обычная родительская плата подтягивается сейчас к трём тысячам. Так бы у нас зарплаты росли!
Объединение учебных заведений задумано, надо полагать, с целью экономии. В основном на административном аппарате. Только вот теперь, чтобы купить ту же туалетную бумагу, нужно писать заявку в школьную бухгалтерию, на которой «висит» с десяток таких заведений. И пока они обрабатывают всю эту прорву заявок, бумагу приносят родители. От своих знакомых регулярно слышу истории о том, как приходится идти разбираться по поводу непроведённого перерасчёта, потерянных документов на компенсацию и так далее. Раньше, когда личные дела детей хранились в саду, приносить документы нужно было лишь при поступлении. Теперь каждая мама должна запастись стопочкой ксерокопий, потому что бухгалтерии запрашивают их с завидной регулярностью. И это – эффективная реорганизация?
В замешательстве от реформ все. Детский сад не знает, что завтра ждать от школы. Школа же столкнулась с проблемами, на разбирательство с которыми у неё зачастую просто не хватает ресурсов. Вот и получается, что была организация с отличной репутацией, с эффективными руководителями, которые обеспечивали достойную зарплату сотрудникам, содержали в идеальном порядке здание, территорию и оборудование, обучали детей по лучшим программам, лечили их. Теперь в результате реформ этот отлаженный механизм разрушается. Зачем? Почему улучшать те организации, которые бездарное руководство довело до крайности, нужно за счёт тех, кто богатство и благополучие создавал огромным трудом и любовью к своему делу?
Недавно случайно разговорилась с продавщицей соседнего магазина, матерью шестилетнего мальчика. Он ходит в логопедический детский сад, в котором всех логопедов... сократили! Не входит теперь логопедия в перечень обязательных образовательных услуг для дошкольников. Мама кинулась в поликлиники – там логопеды тоже исчезающий вид. К частнику? Стоимость неподъёмная. Решится ли молоденькая женщина, которой ещё рожать и рожать, на второго ребёнка? Не думаю.