Ещё недавно многих шокировало слово «бренд», произнесённое президентом в адрес «обновлённого» Большого театра, – к сожалению, это оказалось неслучайной оговоркой, а симптомом докатившейся до нас общемировой тенденции, что наглядно показали две передачи, вышедшие в эфир на телеканале «Культура»: «Личное время» с известным басом Большого театра, народным артистом СССР Александром Ведерниковым и документальный фильм «Венский хор мальчиков. Песни по дороге сквозь время». В коротком очерке о главном Сусанине Большого, 84-летнем Александре Ведерникове, мы увидели человека, преданного своей культуре, не мыслящего себя вне её рамок и открыто заявляющего о сознательном выстраивании своего репертуара вокруг русской классики – близкой, понятной, стоящей на христианских ценностях. Настоящий человек из народа, родом с Вятки, Ведерников – как сказал бы Честертон – один из тех, кто прежде всего любит свою семью, потом – соседей, а уже после – свой народ – и, слава богу, далее его любовь не простирается, не позволяя сбить систему координат «свой–чужой». Увы, величины подобного рода – прошлое Большого, который стараниями нынешнего руководства стремительно приобретает вид среднего европейского театра. Нынешнее же состояние западной культуры наглядно продемонстрировано в документальном фильме про Венский хор мальчиков – академический вокальный коллектив с 500-летней историей, создававшийся исключительно для представлений при императорском дворе. Сегодня это – престижная торговая марка, в которой царит полный интернационал: в хор набираются юные певцы со всех частей света – из Африки, Азии, Штатов, Европы, – которые затем разучивают песни народов мира – арабские, китайские, таджикские и т.д. Создатели фильма гордо сравнивают хор с современным футбольным клубом – стыдливо, правда, умалчивая о том, что вливание огромных денег и перекупка игроков по всему свету – что происходит сейчас и с мировой классической музыкой – производит необратимые изменения, а именно: убивает национальные команды и разрушает их индивидуальный стиль.