Думаю, из новостей последних месяцев можно было заметить, что «боинг», тот самый «боинг», «ради» которого мы когда-то развалили наш авиапром, – опаснейшая штука. В том смысле, что то дверь у него отвалится, то в обшивке возникают трещины.
Но если посмотреть на происходящее пристально, подобные вещи беда не одного только «боинга», а, можно сказать, если использовать высокий штиль, всемирно-историческое явление. Происходит драматическое падение качества. Всего. В первую очередь – качества труда. Оно падает быстро, прямо на глазах удручённого наблюдателя.
В индустриальную эпоху стремились делать крепкие, ремонтопригодные машины, рассчитанные на десятилетия. В моём детстве у нас в семье хранилась дореволюционная швейная машинка «Зингер», за которой можно было шить буквально всё, включая кожу. Потом я узнала, что в 1960-е годы на Егорьевском меланжевом комбинате работали английские ткацкие машины, купленные за сто лет до того, прямо после отмены крепостного права. И ведь работали! Один англичанин рассказал мне уже лет тридцать спустя, что подобные машины, гораздо более медленные, чем современные, поныне работают в Англии, выдавая для джентльменов самые дорогие и престижные шерстяные ткани.
И вот прошло ещё три десятилетия, и теперь мы видим, что всё заточено на то, чтобы после гарантийного срока техника поскорее развалилась и клиент купил новую. Более прогрессивную, разумеется, и не важно, что он и на прежней не освоил половину функций. То есть дрянь клепают не только по неумелости, а принципиально. К тому же надо, если использовать профессиональную лексику, непрерывно «рубить косты» – т.е. снижать себестоимость по самое не могу.
Можно представить, что с внедрением ИИ и широкой роботизации станет ещё хуже. Надо готовиться. И спросить вообще-то будет не с кого. Робот не правосубъектен.
Причина упадка качества – предельное развитие капитализма: его маховик пока нельзя остановить и даже замедлить. А вдобавок, как ни странно на первый взгляд, ещё одна причина происходящего в… смещении нравственных акцентов. Современная философия учит: человек – самое главное, самое ценное, иными словами, не я для работы, а работа для меня. Забывается, что высококачественный труд это и есть путь самоутверждения. Своей профессией перестают гордиться: мол, размотивируюсь – пойду в другое место. Пролетариат на глазах заменяется прекариатом. И вот вопрос: вас всё ещё удивляет, что отваливаются двери у «боинга», а стиральная машина через год начинает барахлить? Видимо, надо удивляться, что двери «боинга» иногда держатся, а стиралка всё ещё фурычит…
Параллельно качество, с позволения сказать, духовной продукции или культурно-прикладной – под стать материальной. Скажем, несмотря на определённые усилия, многие образцы современной градостроительной архитектуры бывают уродливыми, не радуют глаз, иногда хочется просто отвернуться. Многоэтажки за пределами МКАД или питерской кольцевой где-то в районе Мурино напоминают почти одинаковые кирпичи, поставленные на попа. Жильцы всё видят, архитекторы всё понимают, а изменений в лучшую сторону, увы, маловато.
Кстати, в «авангарде» идёт и живопись, другие виды изобразительного искусства, вроде скульптуры. Как-то, не так уж много лет назад, мне привелось в Милане жить в гостинице, переоборудованной из старинного монастыря. В отеле оказалось немало каких-то не утилитарных помещений, используемых под выставки. В тот момент как раз проходила выставка современной живописи. Вокруг экспонатов ходили редкие посетители и, как можно было заметить, пытались распознать, а что изображено на такой-то «работе», каков её смысл и где же красота и мастерство? Ответить на эти простые вопросы было не так-то легко. Особую пикантность быстроделам от живописи придавало то, что прямо напротив в галерее находилась знаменитая «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. И она уже казалась порождением совсем другого мира, до которого теперь всё труднее дотянуться.
Недавно получила сильное литературное впечатление. Полистав на блошином рынке нашего посёлка сваленные в кучу старые журналы, поразилась литературному качеству самого рядового текста полувековой давности. Умели же люди…
Или вот ТВ. Порой удивляешься, как с экрана на тебя обрушивается едва ли не кухонная скороговорка дикторов или репортёров –профессиональное произношение почти исчезло. Редко кто даёт себе труд заранее узнавать, где ставить ударение в том или ином иноязычном или русском слове, а уж предпринять меры и неприкасаемый вместо неприкосновенный – вообще уже «новая нормальность».
На многих трудовых участках мы разучились, а некоторые, вступающие в жизнь, не научились работать на высоком уровне. Хотя, как выявилось в последние два года, великолепные достижения имеются там, где производят оружие, экипировку, медицинские средства и многое другое для военных целей. Есть и прекрасные примеры, скажем, в сетях приготовления блюд и сохранения старых, ещё дореволюционных традиций русской и других национальных кухонь (чтоб не рекламировать, не называю адреса). То есть ничто до конца не исчезло. Но всё же количество нередко явно преобладает над качеством. Мол, недосуг «пустяками заморачиваться»: все спешат-торопятся.
Карамзин говорил, что своим замечательным слогом он обязан камину: писал и сжигал, опять писал и переписывал. Где тот камин или лучше мусоросжигательный завод, который сожжёт всю материальную и виртуальную дрянь, что наклепало человечество эпохи постмодерна? И начнём ли мы жить по старинному принципу: лучше меньше, да лучше?
В конце минувшего года президент братской Белоруссии Александр Лукашенко издал Указ № 375 «Об объявлении 2024 года Годом качества». Подчёркивается, что в его рамках будет сделан акцент на повышении конкурентоспособности республики через бережное и продуманное отношение к ресурсам, реализацию высокотехнологичных и энергоёмких проектов, приоритет качественных показателей над количественными. Белорусский президент нацеливает всех граждан на то, чтобы усилия сосредотачивались на обеспечении качественных показателей путём стимулирования инициативы, внедрения рационализаторских идей, укрепления в обществе социального оптимизма, стремления созидать на общее благо. СМИ Белоруссии, особенно телевидение, в своих статьях, телесюжетах много внимания уделяют формированию у людей личной ответственности за достижение высокого качества жизни (достаточный уровень дохода, своевременная диспансеризация, здоровое питание, хорошее образование, культурный досуг). Мне кажется, это хороший пример для нас. И важно, чтобы такая работа велась постоянно и без указок сверху.