Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 апреля 2024 г.
  4. № 13 (6928) (03.04.2024)
Общество

Камин для брака

Почему мы разучиваемся работать качественно

03 апреля 2024
MIKE KEEFE

Думаю, из новостей последних месяцев можно было заметить, что «боинг», тот самый «боинг», «ради» которого мы когда-то развалили наш авиапром, – опаснейшая штука. В том смысле, что то дверь у него отвалится, то в обшивке возникают трещины.

Но если посмотреть на происходящее пристально, подобные вещи беда не одного только «боинга», а, можно сказать, если использовать высокий штиль, всемирно-историческое явление. Происходит драматическое падение качества. Всего. В первую очередь – качества труда. Оно падает быстро, прямо на глазах удручённого наблюдателя.

В индустриальную эпоху стремились делать крепкие, ремонтопригодные машины, рассчитанные на десятилетия. В моём детстве у нас в семье хранилась дореволюционная швейная машинка «Зингер», за которой можно было шить буквально всё, включая кожу. Потом я узнала, что в 1960-е годы на Егорьевском меланжевом комбинате работали английские ткацкие машины, купленные за сто лет до того, прямо после отмены крепостного права. И ведь работали! Один англичанин рассказал мне уже лет тридцать спустя, что подобные машины, гораздо более медленные, чем современные, поныне работают в Англии, выдавая для джентльменов самые дорогие и престижные шерстяные ткани.

И вот прошло ещё три десятилетия, и теперь мы видим, что всё заточено на то, чтобы после гарантийного срока техника поскорее развалилась и клиент купил новую. Более прогрессивную, разумеется, и не важно, что он и на прежней не освоил половину функций. То есть дрянь клепают не только по неумелости, а принципиально. К тому же надо, если использовать профессиональную лексику, непрерывно «рубить косты» – т.е. снижать себестоимость по самое не могу.

Можно представить, что с внедрением ИИ и широкой роботизации станет ещё хуже. Надо готовиться. И спросить вообще-то будет не с кого. Робот не правосубъектен.

Причина упадка качества – предельное развитие капитализма: его маховик пока нельзя остановить и даже замедлить. А вдобавок, как ни странно на первый взгляд, ещё одна причина происходящего в… смещении нравственных акцентов. Современная философия учит: человек – самое главное, самое ценное, иными словами, не я для работы, а работа для меня. Забывается, что высококачественный труд это и есть путь самоутверждения. Своей профессией перестают гордиться: мол, размотивируюсь – пойду в другое место. Пролетариат на глазах заменяется прекариатом. И вот вопрос: вас всё ещё удивляет, что отваливаются двери у «боинга», а стиральная машина через год начинает барахлить? Видимо, надо удивляться, что двери «боинга» иногда держатся, а стиралка всё ещё фурычит…

Параллельно качество, с позволения сказать, духовной продукции или культурно-прикладной – под стать материальной. Скажем, несмотря на определённые усилия, многие образцы современной градостроительной архитектуры бывают уродливыми, не радуют глаз, иногда хочется просто отвернуться. Многоэтажки за пределами МКАД или питерской кольцевой где-то в районе Мурино напоминают почти одинаковые кирпичи, поставленные на попа. Жильцы всё видят, архитекторы всё понимают, а изменений в лучшую сторону, увы, маловато.

Кстати, в «авангарде» идёт и живопись, другие виды изобразительного искусства, вроде скульптуры. Как-то, не так уж много лет назад, мне привелось в Милане жить в гостинице, переоборудованной из старинного монастыря. В отеле оказалось немало каких-то не утилитарных помещений, используемых под выставки. В тот момент как раз проходила выставка современной живописи. Вокруг экспонатов ходили редкие посетители и, как можно было заметить, пытались распознать, а что изображено на такой-то «работе», каков её смысл и где же красота и мастерство? Ответить на эти простые вопросы было не так-то легко. Особую пикантность быстроделам от живописи придавало то, что прямо напротив в галерее находилась знаменитая «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. И она уже казалась порождением совсем другого мира, до которого теперь всё труднее дотянуться.

Недавно получила сильное литературное впечатление. Полистав на блошином рынке нашего посёлка сваленные в кучу старые журналы, поразилась литературному качеству самого рядового текста полувековой давности. Умели же люди…

Или вот ТВ. Порой удивляешься, как с экрана на тебя обрушивается едва ли не кухонная скороговорка дикторов или репортёров –профессиональное произношение почти исчезло. Редко кто даёт себе труд заранее узнавать, где ставить ударение в том или ином иноязычном или русском слове, а уж предпринять меры и неприкасаемый вместо неприкосновенный – вообще уже «новая нормальность».

На многих трудовых участках мы разучились, а некоторые, вступающие в жизнь, не научились работать на высоком уровне. Хотя, как выявилось в последние два года, великолепные достижения имеются там, где производят оружие, экипировку, медицинские средства и многое другое для военных целей. Есть и прекрасные примеры, скажем, в сетях приготовления блюд и сохранения старых, ещё дореволюционных традиций русской и других национальных кухонь (чтоб не рекламировать, не называю адреса). То есть ничто до конца не исчезло. Но всё же количество нередко явно преобладает над качеством. Мол, недосуг «пустяками заморачиваться»: все спешат-торопятся.

Карамзин говорил, что своим замечательным слогом он обязан камину: писал и сжигал, опять писал и переписывал. Где тот камин или лучше мусоросжигательный завод, который сожжёт всю материальную и виртуальную дрянь, что наклепало человечество эпохи постмодерна? И начнём ли мы жить по старинному принципу: лучше меньше, да лучше?

В конце минувшего года президент братской Белоруссии Александр Лукашенко издал Указ № 375 «Об объявлении 2024 года Годом качества». Подчёркивается, что в его рамках будет сделан акцент на повышении конкурентоспособности республики через бережное и продуманное отношение к ресурсам, реализацию высокотехнологичных и энергоёмких проектов, приоритет качественных показателей над количественными. Белорусский президент нацеливает всех граждан на то, чтобы усилия сосредотачивались на обеспечении качественных показателей путём стимулирования инициативы, внедрения рационализаторских идей, укрепления в обществе социального оптимизма, стремления созидать на общее благо. СМИ Белоруссии, особенно телевидение, в своих статьях, телесюжетах много внимания уделяют формированию у людей личной ответственности за достижение высокого качества жизни (достаточный уровень дохода, своевременная диспансеризация, здоровое питание, хорошее образование, культурный досуг). Мне кажется, это хороший пример для нас. И важно, чтобы такая работа велась постоянно и без указок сверху.

Тэги: Производство
Обсудить в группе Telegram

Татьяна Воеводина

Воеводина Татьяна Владимировна родилась в г. Ко... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS