Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 октября 2024 г.
  4. № 43 (6957) (30.10.2024)
Телеведение

Хитёр бобёр

125 лет назад родился Михаил Жаров

31 октября 2024
Михаил Жаров в роли Меншикова

Он воплотил всесветно любимый тип озорного пройдохи – кому простят жуликоватость за въедливый здравый смысл. Который собаку съел, медведя забодал и которого на кривой козе не объедешь.

Массово обожаемого товарища прапорщика.

Кем, как не этим самым прапорщиком, был его титульный герой Александр Данилыч Меншиков, орёл и проныра в одном лице? Три ключевые фразы определили и тип, и общерусский характер, войдя в золотой фонд, когда и слов-то таких ещё не было. «Ребята! – орал народный фельдмаршал, поднимая гвардию на штурм. – В крепости – вино и бабы! Три дня на разгул!» «Полмильона, мин херц. Больше не брал», – ответ на века любому государю, обвиняющему в покраже миллиона. И наконец, протяжное «Ка-тя! Рассолу!» – сказанное главкомом своей немецкой наложнице, будущей первой всероссийской императрице Екатерине. «А жену свою, царицу, Колька Гришке уступил» – пели про Николая с Распутиным, причём зря. А вот «а жену его, царицу, Сашка Петьке уступил» – то была сущая правда.

Так, через меншиковский уд, впервые взошли немки на наш престол, чтоб не слезать с него уже до самого конца. И только разбитные до прошлого советские обычаи дали показать это со всей наглой откровенностью.

Жаров стал первым визирем при царе-громовержце. Алексашкой при Петре. Малютой при Иване. Был бы и Лаврентием при Иосифе, кабы прошёл должный срок для олубочивания тирании (впрочем, именно Лаврентия знающие люди и разумели под Малютой).

Даром, что ли, в юности играл в театре Лепорелло?

Восхождение в топ империи начал со дна, впервые мелькнув ещё до революции в немом фильме – кто бы мог подумать! – «Царь Иван Васильевич Грозный». Воистину кому суждено быть повешенным, тот не утонет. Велено в Книге судеб участвовать безродной подпоркой в судьбе трёхсотлетнего дома Романовых – так и будешь это делать всю жизнь.

С детства мурлыкал под нос всякий шурум-бурум. В итоге записал для «Путёвки в жизнь» наипервейшую в нашем кино звуковую съёмку с песней «Нас на свете два громилы, гоп-тири-тири-бумбия: / Один я, другой – Гаврила, гоп-тири-тири-бумбия». Был в ужасе. Писал, что с экрана голос производил впечатление псиного воя из бочки. Тем же голосом напел куплеты жлоба-конторщика из «Возвращения Максима»: «Менял я женщин, тыри-тыриям-та, как перчатки, / Носил всегда я, тыри-тыриям-та, шапокляк». И арию дикого помещика, дырявящего стену из пистолета: «Мой папаша пил, как бочка, / И погиб он от вина» (чудесный малометражный «Медведь»).

Гаврилами, кстати, звали сразу двух его забубённых патриотов: выпивоху-дьяка в «Богдане Хмельницком» и пузана-партизана в «Секретаре райкома».

Пузо наел на царских харчах и Сталинских премиях немеряное. В разгар великой войны и недокорма играл народного ухаря казака Перчихина с таким брюхом, что впору уже было говорить о Фальстафе. Фильм «Оборона Царицына» назначал решающим фронтом Гражданской войны именно Царицынский – за то, что им рулили Сталин с Ворошиловым, а при них крутил ус этот самый Перчихин. Дали ещё одну Сталинку. Отъелся ещё сильней.

В 50 х и вовсе стал дедом-балагуром, благо и лета подошли: родился-то ещё в том веке. Подкалывал на кухне старшую сестру в «Старшей сестре». Расследовал покражу аккордеона в «Деревенском детективе» – первой части трилогии о сельском участковом дяде Анискине. Вторую и третью части ставил сам.

Трилогия была экранизацией архибессовестных романов секретаря Союза писателей Липатова, доказывавшего, что всё зло от городских, а деревенские никогда и ни в чём не виноваты. Буйный работяга-тракторист крал аккордеон, чтоб упечь в тюрьму городского завклубом, подрезавшего у него бабу. И ничего ему за это не было. Пионеры в масках Фантомасов со стартовым пистолетом грабили инкассаторшу по наводке городского киномеханика. И ничего и им за это не было, даже из пионеров не попёрли. Тем временем сам писатель сторчался на тяжёлой наркоте, о чём народ узнал много позже, с окончанием советского строя.

Жарову и похабные сюжеты, и специфическая судьба автора правоохранной тематики не встали никаким боком. Участковый Анискин сделался ещё одним народным любимцем, располагающим люд к органам правопорядка, и даже попал в русскую часть мультфильма «Ограбление по-». Там рисованные злодеи Крамаров и Чекан в поте лица ремонтировали сберкассу, чтоб её же затем ограбить. А после приходил дядя Анискин и вешал на фасад вывеску «Милиция».

Сказано же: простит русский человек доброму прапорщику всякую доверительную жуликоватость.

Такому, как Жаров, – всегда…


Тэги: Эпоха и лица
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Самостийная инженю

    30.04.2025
  • «…Я живу ещё для искренних друзей…»

    26.04.2025
  • Просветлённо-трагический катарсис

    24.04.2025
  • Пометы на полях

    18.04.2025
  • Думать – это не развлечение

  • Рубенс нашей музыки

  • Капитан Игнатов

  • Исповедовался людям

  • Чадо питерских инженеров

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS