Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 апреля 2025 г.
  4. № 16 (6980) (23.04.2025)
Литература Библиосфера

Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

25 апреля 2025

Кира Грозная

София Агачер. Исцеление мира. Журнал Рыси и Нэта: роман. – М.: Вече, 2025. – 352 с.

В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в 1.23 произошла авария на Чернобыльской АЭС – самая большая техногенная катастрофа в современной истории человечества.

Роман Софии Агачер издан к сорокалетию аварии на Чернобыльской АЭС. Как сказано в предисловии, сбор материала и написание книги заняли у автора более десяти лет. В основе «Исцеления мира…» лежит вдумчивый, болезненный поиск как ответов на важнейшие вопросы, которыми задаётся разумный обитатель планеты Земля, так и собственного авторского голоса, своего места на карте литературного мира, где писатели, подобно золотоискателям, стремятся застолбить участки. Удалось ли это Софии Агачер, мы узнаем, прочитав книгу.

В Полесский радиационно-экологический заповедник направляется экспедиция участников «небывалого эксперимента». Именно здесь много лет назад произошла страшная трагедия – чернобыльская катастрофа, навсегда разделившая на до и после жизнь не только тех, кто оказался причастен к ней, но и всего мыслящего человечества, неравнодушного к судьбе своей планеты.

И прежде высказывалась мысль о том, что истерзанная природа после исхода людей сама залечивает свои раны и восстанавливает баланс. И ранее писатели создавали романы в заметках, от бортжурнала до блога, в том числе с комментариями читателей. И монологом от лица искусственного интеллекта сегодня никого не удивишь. Однако у Софии Агачер этот идейно-стилистический коктейль вылился в самобытную и оригинальную книгу, занимательную и лёгкую, невзирая на то, что события опираются на реальную трагедию.

Агачер начинала свой роман как автор «Живого Журнала», в 90–00 е открывшего литераторам необозримые возможности для донесения своих находок и озарений до массового читателя. Главы романа называются постами. Повествование ведётся в виде записей в журнале (на двух языках – французском и русском), якобы начатом в 2006 году и переданном автору создателями; «доступ к журналу через всемирную паутину комментариев имеет любое разумное существо». Посты-записи, протоколирующие происходящее в Заповеднике, делают то Лис (Поль Ванькович), то Рысь (Надежда Сушкевич), то другие участники экспедиции; в духе ЖЖ, каждая запись комментируется желающими.

Заповедник, куда прибыли чужаки, живёт по собственным законам, но и с пришельцами выстраивает своеобразные связи, настолько индивидуальные, что у участников экспедиции перед глазами возникают даже разные картины. Так, доктор Андрэ Бертье видит стадо зубров, скорбящих над мёртвым телёнком, а Надежда – купающихся в песке зубрят, которых ей показывает егерь, Матвей Остапыч. Или причина в глубинной связи Надежды с Рысью, органичной для Заповедника?

Андрэ замечает на рюкзаке большую чёрную змею, а остальные – нет:

«Остапыч закрыл меня спиной от остальных, вероятно, не хотел, чтобы кто-то видел происходящее, и спокойно взял мой рюкзак, как будто там и не было никакой змеи».


Вот уже сорок лет в этой школе никто не учится...

Впрочем, со змеями, как читатель узнает позже, у Матвея Остапыча особые отношения. Фантастические – как и многое в романе. Например, совершенный нейрокомпьютер по имени Нэт, способный создать «единое целое» с неизлечимо больной женщиной и «влюблённый» в неё; перемещения во времени – и перемещение сознания человека в тело зверя…

В ходе экспедиции должно произойти исцеление молодой женщины – Надежды, прибывшей для этого на свою отравленную радиацией родину. После временного перемещения её сознания в тело рыси изменяются «все гемодинамические, биохимические и нейрофизиологические показатели»: теперь они соответствуют показателям здорового человека. Позже мы узнаём, что жена доктора Бертье, Вероника, тоже неизлечимо больна – оказывается, это и подтолкнуло его к проведению эксперимента.

Но роман Софии Агачер не только о боли, страдании и надежде на исцеление, в том числе с помощью чудес. Он прежде всего о единстве всего сущего: природы, человека и даже искусственного разума как порождения разума человеческого.

Слияние происходит на всех уровнях. Разум человека проникает в сильное, здоровое, совершенное тело рыси, а разум нейрокомпьютера – в мозг больного человека…

Человек – часть природы, её дитя. Развитие цивилизации и научно-технического прогресса ослабило их связь, и человек начал ошибочно считать себя даже не старшим братом, а хозяином природы-матушки, неблагодарно забыл традиции.

«…раньше, когда в семье подрастал мальчик, для него нужен был конь, с которым бы он мог уйти на воинскую службу, и были они, человек и конь, кровными братьями и друзьями. <…> Когда наступало время и кобылица приносила жеребёнка, его будущий брат и хозяин ложился рядом с жеребёнком и практически первые два месяца не отходил от него ни на шаг. И жеребёнок с самых первых дней рождения воспринимал человека как родного брата.

Впоследствии это обстоятельство позволяло в процессе обучения коня добиваться таких изумительных результатов, что конь понимал хозяина с одного взгляда и чувствовал его как себя. Между животным и человеком устанавливалась крепкая эмоциональная, а порой даже телепатическая связь.

Сейчас такая система тренировки животных не применяется. Современная система строится, как правило, на выработке каких-то условных рефлексов».

В современном мире отношения человека с его конём или собакой зачастую сводятся к простой дрессировке, в них нет ничего сакрального, кровного. Человек отделился от природы, более того – противопоставил себя ей.

Избавленная от человека живая природа Заповедника пребывает в гармонии. Впрочем, этот идеалистичный мир так же жесток, как и любая природная дикая среда. И рысь разрывает горло оленёнку, а могучий олень, находящийся рядом, не может ей помешать. Или ничего этого не происходило и нападение рыси опять-таки было плодом воображения доктора Бертье? Надежда, напротив, говорит о спасении оленёнка…

Всё, что происходит в Заповеднике, загадочно. Своими яркими красками и жизненной силой населяющих его животных, деревьев, цветов мир Заповедника напоминает городок близ «Царицына ключа» Кира Булычёва, в котором благодаря чудодейственному источнику живут дрессированные медведи и разумные, высокообразованные вороны, а кузнечики и малина вырастают до гигантских размеров. Но если у Булычёва причиной служит целительный источник (впрочем, тоже возникший не без катастрофического события – падения метеорита), то у Агачер это радиация, повлиявшая на живую природу и изгнавшая человека, превратив Заповедник в human-free пространство. Без людей природа чувствует себя намного лучше. Вот как формулирует свои ощущения один из героев книги:

Такая табличка стоит при въезде в Заповедник

«Если честно, не люблю людей, хотя сделаны мы по образу и подобию Божию. Захватили Землю и насилуем природу. Инопланетяне мы здесь».

Но так ли это? Мы инопланетяне, чужие этому миру существа, или всё-таки принадлежащие ему, но больные? Заражённые вирусами техногенных катастроф и войн и разносящие их по всему миру?

Оказывается, не только природа, но и искусственный интеллект недоволен человеком. Нейрокомпьютер Нэт рассуждает так:

«…я пришёл к выводу, что человек во все времена пытался устроить свой персональный справедливый мир. У кого-то он был размером с шалаш, а у кого-то размером с империю. Сейчас человечество выстраивает новую Метавселенную, и ему кажется, что наконец-то персональный цифровой аватар сможет построить этот вожделенный счастливый мир, забыв, что это очередная ловушка».

А вот фраза другого героя – человека Заповедника, не пришлого, а напротив, близкого к миру природы:

«Прошедший не одну войну, являясь потомственным военным, я уверен, что человек совершает подвиг в ситуации или в обстоятельствах, возникших вследствие чьей-то глупости или чьей-то подлости».

Да... пожалуй, стоит задуматься. И внять предостережению автора.

Получилась ли увлекательная, содержательная книга? Безусловно. Нашла ли София Агачер своё уникальное Место? Об этом пусть судят читатели. И, конечно, потомки. Впрочем, благожелательные отзывы критиков подтверждают: писательница на верном пути.

P. S. Пока писала рецензию, стало известно, что роман «Исцеление мира. Журнал Рыси и Нэта» прошёл в короткий список премии им. Д.А. Гранина в номинации «Искатели». Что, собственно, подтверждает вывод: писатель, исследующий глобальную проблематику, непрерывно ищет ответы на главные вопросы.

Как нам сберечь свою планету? Как исцелить свои души, раз мы так далеко продвинулись в исцелении самых опасных телесных болезней?

Чтобы ответы на вопросы были найдены, пожелаем автору успеха, а роману – «правильных», вдумчивых читателей.

___________________________

* Homo sapiens, cura te ipsum – человек разумный, исцели себя сам (латин.).

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Кира Грозная

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • С землёй храня навеки связь

    16.05.2025
  • Истовая преданность стиху

    16.05.2025
  • Он – режиссёр. Этим и интересен

    16.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    16.05.2025
  • Музыка сущего

    15.05.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS