Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 апреля 2024 г.
  4. № 13 (6928) (03.04.2024)
Литература Библиосфера Рецензия

Хроника спасения души

04 апреля 2024

Алексей Хазанский. В лабиринтах Истины: сборник стихотворений. –СПб.: Четыре, 2024. – 136 с.

Книга Алексея Хазанского построена хронологически. Под каждым стихотворением есть дата. Мы видим, что поэт дарит нам лирические мгновения своей жизни за два года – с осени 2021-го до зимы 2023-го и насыщенное лирическое повествование, где в каждом тексте поэт являет себя с разных сторон. Лирический герой равен автору, это видно с первых страниц, и он обнажает перед нами душу, ранимую, тонкую, блуждающую, светлую душу поэта ХХI века. Не случайно книга называется «В лабиринтах Истины». Только движение, только попытки выбраться, найти выход к свету – вот сквозной мотив корпуса текстов.

Из тех лабиринтов, что внутри тебя, сложнее выбраться, чем из реальных. И только поэзия способна решить эту задачу. Для Хазанского поэзия – это душеспасительное занятие. Эта книга – своеобразная хроника спасения души. Отсюда такая точность в датах. Поэт словно изучает себя, бродящего в своих лабиринтах. И чем сильнее эмоция на каждом повороте, тем сильнее надежда на счастливый финал.

Можно долго роптать

          на жестокость людскую,

Отказаться от веры,

               проститься с мечтой.

Но какой бы дорогой

                    ни шёл ты вслепую,

Та, которой достоин,

                            и будет судьбой.


Это строки из открывающего книгу стихотворения «Судьба». Здесь много заложено. Из этих литературных корней постепенно вырастает древо книги.

Какова же судьба поэта? Она, по Хазанскому, многогранна. В ней есть и бесконечная тяга к перемещению, к желанию куда-то уехать и начать всё с чистого листа. Эта почти онегинская охота к перемене мест определяется не хандрой, а постоянным чувством неудовлетворённости. То есть здесь куда больше экзистенции, чем тоски. «А мне б уехать, хоть куда-нибудь, / Укрыться на окраине вселенной./ И попытаться вновь найти свой путь,/ Почувствовав желанье перемены».

Конечно, судьба поэта – это во многом судьба идеалиста. Он всегда нуждается в иррациональном. Тут и образ музы, и надмирный образ женской сущности, и путеводная звезда. Всякий человек нуждается в неком наставнике-поводыре, для поэта это, как правило, нечто несущностное, это образ, что ведёт незримо, но всегда присутствует. Это индивидуальное явление. Что путеводная звезда для поэта – то ничто для обывателя. Хазанский вот так подчёркивает эту грань поэтической судьбы:

Звезда ты моя путеводная,

Терзаешь мне сны

                    ночью каждою.

Болею бездомной свободою,

Бессмысленной жизнью

                             бродяжною.


Живу в ожиданье неистовом,

Питаясь бедой и тревогами.

С тобою беседую мысленно,

Шагая печали дорогами.


Без сомнения, поэта Хазанского не могут не волновать размышления о сути творчества. Тут разные времена знавали разные модели поведения, кто-то эпатировал излишним эстетством, кто-то отрицал предшественников. Хазанский занимает такую позицию: поэзия важнее поэта, ему не стоит чересчур напирать на собственное литературное эго; секрет в том, чтобы ощущать свою малость, чтобы сверять свои катрены по высшим образцам мировой поэзии и встраивать свой голос в божественный хор, а не пытаться кого-то перекричать.

Я не пишу особенных стихов.

В них, отраженьем,

              краски дня земного,

Полёт мечты,

              под мерный ход часов,

И опыт жизни

              с каждым мигом новым.


А между строк прощаний

                              грустный плен,

Рутина дней,

               под всполохи надежды,

Неистовая жажда перемен

И теплота к тому,

                         что было прежде.


Внешний мир, его описание, его понимание, своеобразное с ним примирение для Алексея Хазанского не менее важны, чем эмоционально метафорические ряды. Он тонко чувствует соотношение детали и общей картины, он предельно конкретен и предметен, но предмет ему нужен для придания ему чуть иного смысла. Мир в глазах поэта меняется, самая обычная вещь может стать поводом для поэтического взгляда. Здесь Хазанский продолжает традиции акмеистов.

На улице с утра тревога,

Ненастье – сильный снегопад.

В сугробах спряталась дорога.

Машины едут наугад.


Скользят по рытвинам и каше,

На нерве бьются иногда.

В одном котле – дороги наши

И ротозеев череда.


Но не только гармония сопутствует судьбе поэта. Непонимание, отверженность, изгнанничество тоже имеют место. Ощущение доли поэта как доли человека, не понимаемого другими, в творчестве Хазанского выражено ярко и довольно в большом количестве текстов. И ни капли нытья, лишь гордое осознание своего удела, лишь преданность русскому слову и правде бесконечного поиска истины. «Не каждому дано узнать подобное. / Поэту, может, чаще, чем другим. / Порою жизнь ему как место лобное, / Не понятый он миром и гоним. / Избыток чувств его – для кельи пыточной, / В которой инструментами – судьба. / Надежды и мечты подчас – несбыточны, / Ведь главной пыткою – с собой борьба».

Ну, само собой разумеется, куда же русской поэтической натуре без любви. Влюблённость в разных её ипостасях исследуется Хазанским пристально и чувственно. В этих строках он ведёт с читателем откровеннейший диалог, делится самым сокровенным, и всё пронизано восхищением по отношению к предмету его обожания.

В одном секрет

            моих мгновений –

Дышать с тобою в унисон.

Ты – мой источник

                      вдохновенья

И главный в жизни камертон.


Покой в душе, когда ты рядом.

Твое касанье – добрый знак.

Мне больше ничего не надо,

Лишь видеть глаз твоих маяк.


Два года поэтической жизни Алексея Хазанского мы проживаем вместе с ним. И они наполнены свежим воздухом русской поэтической школы, одним из заметных представителей которой является автор этой книги.

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS