Страну ожидают значимые изменения в Основном законе
Ну вот, впереди то, что, по прогнозам, должно было свершиться: в КНР меняется Конституция. Уже после завершения XIX съезда КПК можно было предположить, что подобное реально. Я, например, была в этом уверена. Ведь Си Цзиньпин не обозначил на съезде преемника, что явно нарушало партийную традицию.
Это первое обстоятельство. Во-вторых, слишком напряжённая царит обстановка – «американские щупальца» вокруг Китая сжимаются, северокорейская проблема не решена, в Южно-Китайском море тревожно, – да и много чего иного хватает. В-третьих, слишком грандиозная программа заявлена на будущее Си Цзиньпином – Пояс и Путь, полная ликвидация бедности, построение в ближайшей перспективе среднезажиточного общества, искоренение коррупции. Путь к «китайской мечте» неимоверно сложен, но, как было решено на съезде партии, его нужно пройти в кратчайшие сроки.
А раз заявлено – надо выполнять. Но за пять лет, на которые в соответствии с действующей Конституцией, может быть переизбран Си Цзиньпин, многое можно не успеть сделать. Какой выход? Продлевать срок полномочий, а это значит – менять Конституцию. Такое предложение, как сообщило 25 февраля агентство «Синьхуа», и было выдвинуто ЦК КПК: удалить из Основного закона страны пункт о времени пребывания в должности председателя КНР и его заместителя. Не два срока подряд, как сейчас, а вообще без жёсткой регламентации. Наверняка предстоящая сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), которая откроется 5 марта, предложение утвердит, а у граждан страны, с учётом всего происходящего, это получит понимание и одобрение.
И конечно, можно представить, какой шум поднимут западные «партнёры»: конец демократии, наступление тоталитаризма! Но китайцам к подобным вещам не привыкать (один опыт Тяньаньмэня 1989 года чего стоит!). У них своя «китайская специфика», и решения они принимают без боязливой оглядки на чьё-либо стороннее мнение. Так что не стоит давать этим решениям шаблонной скоропалительной оценки. Посмотрим на результаты.
Светлана Селиванова,
собкор «ЛГ» в Китае