Ещё во время одной научной конференции в Китае в 1985 г. мой знакомый, профессор Пекинского университета, взял лист бумаги и написал на нём: «Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, Мао Цзэдун были людьми, а не богами». Поэтому в китайской партийной и научной печати неизменно проводится мысль о необходимости всегда обязательно учитывать конкретно-исторические условия Китая. Отсюда требование конкретного, а не абстрактного марксизма – китаизированного марксизма.
Отдавая должное историческим достижениям Советского Союза, китайцы-теоретики одновременно указывают на главную причину, приведшую к развалу советского государства и исчезновению КПСС, – догматизм, омертвление марксизма, отсутствие творческого духа и адекватных ответов на изменения во внутренней и международной обстановке.
Новаторский подход к проблемам социальной теории и политической практики, начатый Дэн Сяопином, был продолжен третьим и четвёртым поколениями китайских руководителей. Идеологической основой политики четвёртого поколения китайских руководителей во главе с Ху Цзиньтао, пришедшего к власти в 2002 г., стала «научная концепция развития». Понятие «развитие» означает непрерывное движение по пути реформ, дальнейшее преобразование всех сторон общественной жизни человека. Новизна, можно сказать, инновационный характер «научной концепции развития» заключается в том, что в ней делается упор на всестороннем развитии общества, а не только экономики. Успехи китайского социализма объясняются тем, что Компартия Китая решительно отказалась от догм ортодоксального марксизма, предложила собственные оригинальные методы решения проблем, стоящих перед страной.
По словам видного российского китаеведа, директора Института Дальнего Востока Российской академии наук, академика М. Титаренко, концепция социализма с китайской спецификой в чём-то сходна с идеей НЭПа в Советском Союзе, но её «практика идёт значительно дальше и глубже политики НЭПа. Ибо теория социализма с китайской спецификой рассматривает капиталистические элементы не как временных попутчиков, а как равноправных участников строительства социализма. Все формы собственности, в том числе и различные формы частной собственности, уравнены в правах с государственной, общественной. Частный собственник, капиталист рассматривается не как классовый враг, который рано или поздно подлежит уничтожению, а как равноправный партнёр. Общенациональные интересы возрождения Китая, возрождение китайской нации – это то, что объединяет все слои китайского общества. Идея возрождения – это общенациональная идея».
Надо учитывать, что со времени развязанной Англией «опиумной войны» 1840 г., в которой Китай потерпел поражение, он, по образному выражению Мао Цзэдуна, превратился в «полуколониальное, полуфеодальное государство». Фактически Китай лишился права принимать самостоятельные решения во внутренней и внешней политике, утратил суверенитет над частью своей территории. Империалистические державы, и прежде всего Япония, рассматривали Китай как зависимое государство.
Сегодня в Китае считают, что именно с «опиумной войны» 1840 г. начался длительный путь осуществления «китайской мечты». И вот теперь наступило время реального осуществления «китайской мечты». К столетней годовщине образования КНР, т.е. к 2049 году, в Китае предполагается построить «богатое, могучее, демократическое, цивилизованное, гармоничное социалистическое современное государство». И только в этом случае будет осуществлена «китайская мечта» по великому возрождению китайской нации.
В своём первом выступлении после избрания генеральным секретарём ЦК КПК Си Цзиньпин затронул вопрос о том, какова мечта у широких масс: «Наш народ обожает жизнь, хочет более качественного образования, более стабильной работы, более удовлетворительных доходов, более надёжного социального обеспечения, более высокого уровня здравоохранения и медобслуживания, более комфортных жилищных условий, более здоровой окружающей среды, желая, чтобы наши дети росли в более хороших условиях, имели более привлекательную работу и жизнь их становилась всё лучше и лучше».
Выдвинутое Си Цзиньпином положение о «китайской мечте» стало предметом оживлённого обсуждения в научных изданиях, средствах массовой информации – печатных и электронных. Авторы – представители различных слоёв китайского общества. Большое количество статей принадлежит лицам из китайской диаспоры, живущим ныне в различных странах мира.
В китайских публикациях говорится, что для реализации «китайской мечты» необходимо идти по «китайскому пути», который имеет глубокие исторические корни, «выстрадан» всей многовековой историей Китая.
Кроме того, реализация «китайской мечты» должна опираться на «китайский дух», который, во-первых, воплощается в национальном духе, сердцевиной которого является патриотизм, и, во-вторых, в духе эпохи, сердцевиной которой являются реформа и инновации. Наконец, реализация «китайской мечты» требует объединения всех наций Китая, ибо «китайская мечта есть мечта всей нации и одновременно мечта каждого китайца». Акцент на национальные традиции китайского народа отнюдь не означает, что предлагается путь изоляции Китая от всего мирового сообщества. Программа развития Китая на перспективу – это политика реформ и открытости внешнему миру. Одновременно подчёркивается, что реализация «китайской мечты» не является проявлением великоханьского шовинизма, напротив, она является вкладом в мировую цивилизацию. Как заявил недавно президент Китайской академии общественных наук Ван Вэйгуан: «Путь возрождения китайской нации – это путь мирного развития Китая, он ни в коем случае не направлен против какого-либо государства, каких-либо национальных интересов, а несёт счастье народам мира. Великое возрождение китайской нации не есть осуществление политики закрытых дверей, отстаивание консервативных позиций, а есть позиция открытости, заимствование из разных цивилизаций всех мудрых вещей, благоприятных для возрождения китайской нации, оно несёт счастье не только ей, но и всему человечеству. «Китайская мечта» стимулирует мечту о прогрессе всего человечества».
Важная роль в реализации «китайской мечты» принадлежит нынешнему поколению китайской молодёжи.
Молодёжь, сказал Си Цзиньпин, богата молодым задором и мечтаниями. «Китайская мечта» существовала в прошлом, существует сегодня, она имеет и будущее. «Китайская мечта» есть у государства, нации и у каждого китайца. Это не только наша мечта, она и мечта молодого поколения, поэтому мы должны уважать молодёжь, заботиться о ней и доверять ей. У молодёжи непременно должны быть представления об идеалах, поскольку они дают ориентацию в жизни, отсутствие идеалов ведёт к «духовной пустоте».
Молодые люди должны развивать свои способности, постоянно учиться, «быть открытыми модернизации, миру, будущему». Молодёжь должна смело заниматься творчеством и инновациями, ибо инновации есть душа прогресса нации, «смело освобождать сознание, действовать в соответствии со временем. Если молодёжь процветает, то процветает и государство, если молодёжь сильная, то и государство сильное».
В сущности, «китайская мечта» сегодня – это и есть общенациональная идея, которая должна объединить всех китайцев.