В потоке всеобщего театрального «веселья» и ложной многозначительности (мюзиклы… капустники… китч как любимый жанр… на всех общеупотребительные штампы с современными платьями, непонятные пластические решения, голые тела, половые акты на сцене, скороговорки, мат) в массе своей торжествуют бессмыслица, бездуховность. Не драма, не трагедия – зрелище, разновидность шоу-бизнеса.
Лобненский театр «Камерная сцена» в двадцатый раз с настоятельной демонстративностью проводит традиционный фестиваль «Русская классика».
Открыли фестиваль ни много ни мало «Повестью временных лет», постановкой самого раннего из дошедших до нас летописных сводов Древней Руси, относящегося к ХII веку, который традиция приписывает монаху Киево-Печерской лавры Нестору.
Испанский «Юбилей» пришёлся по вкусу зрителям |
Вот уж какое произведение трудно представить себе на современной сцене! Но режиссёр Валерий Сторчак с художником Евгением Никифоровым и единственным исполнителем Олегом Курловым, используя музыку регента Минского собора Петра и Павла монахини Иулиании (Ирины Денисовой), оживили далёкую историю, забытую, а кому-то и неизвестную, о том, как собиралась великая страна. Одна из запоминающихся сцен, как чудаковатый и чуть ли не от мира сего герой в старой заброшенной библиотеке собирает по кусочкам и приглашает зрителей помочь ему склеить скотчем старую карту, чтобы потом самому очутиться в дальних веках с меняющимися князьями, временщиками и созидателями. Ему самому волнующе интересно прошлое, и Курлов заражает своим волнением зрителей. Не забыть никого, представить и вещего Олега, и княгиню Ольгу, и князя Владимира, предлагающего вместе с ним, у исполнителя-жизнелюба и грешника, и вместе с ним подумать, какую веру принять Руси… Прозу перенести на сцену… Архаичную прозу… Минимальными средствами представить живыми людей и события далёкого прошлого… А ведь сумели! Захотели… Получилось… Нашли. Спектакль получил Гран-при фестиваля.
На следующий день показали и «Сон смешного человека» Достоевского. Снова проза, рассказ, перенесённый в драму режиссёром (он же сценограф, хореограф и исполнитель) из Липецка Максимом Дмитроченковым с партнёрами Екатериной Байбородовой и Владимиром Юрьевым (он стал слепым музыкантом).
Опять мучительные и, оказывается, такие близкие всем нам поиски смысла жизни. Как её, единственную, прожить не стыдясь? Не растрачивая на пустое? То ли сон, то ли явь… Если радость легко превращается в грех, а самоутверждение перерастает в злобу и войну, может, вовсе не жить? Чем жить, преодолевая неодолимые трудности… не лучше ли застрелиться? Револьвер то в руках героя, то отброшен. Как правильно сделать выбор? Ведь всегда на этом стояла русская классика: на муках совести, поисках истины, нравственном выборе, что прежде всего было интересно психологическому театру. Утверждаю, слыша напряжённую тишину лобненского зала, и вопреки мнению продвинутых коллег-критиков: то, что составляет суть традиционного русского искусства, не перестало волновать современников. Спектакль современно изыскан по форме. Для «модных» зрителей есть и голое тело, и обнажённый торс, как бы напоминая всем, что человек голым пришёл на землю и голым уйдёт, ничего с собой не унеся. А когда герой снимает с себя чёрное пальто, оно за спиной его растягивается в виде креста. Запоминающийся образ! Разгадывая человеческую душу, погружаясь в глубины сознания, театр приближается к тому, что всегда искал русский человек и в церкви, и в искусстве, и в жизни. Максим Дмитроченков получил диплом фестиваля за яркий режиссёрский дебют.
К сожалению, менее интересным, чем обычно, показался духовный театр «Глас» с последней драмой М. Лермонтова «Два брата», редко идущей на сцене. Не нашёл форму, жанр, стиль, не сумел объединить исполнителей в единый ансамбль. И так бывает. В театре, конечно же, мало одной правильно выбранной пьесы, поставленной задачи, только «про что», без едва ли самого трудного – «как», обретённой формы, безошибочно найденных выразительных средств, убедительных актёрских работ, наконец.
Также как не сумел встать в ряд с лидерами театр русской драмы «Камерная сцена» под руководством Михаила Щепенко, показавший спектакль по ранним рассказам А.П. Чехова, ещё Чехонте, под названием «Вот вы спрашиваете, как мы поживаем…». Спектакль давний, явно «уставший» за долгую жизнь с 2001 года, утративший непосредственность и искренность исполнителей. И то ли растративший, то ли и не нашедший, сейчас судить трудно, природу особенного чеховского юмора, его тонкость и элегантность.
Зато на спектакле «Ваня Датский», сказке Бориса Шергина, привезённой зеленоградским «Ведогонь-театром» (а Ведогонь по-старославянски – это дух человека) был праздник. Замечательную сказку-быль часто играют в кукольных театрах много актёров, много кукол, многонаселённый яркий мир… Здесь на сцене – двое: Ваня (Вячеслав Семеин) и Аграфена Ивановна (Наталья Табачкова). То ли поварята, которые месят тесто, заправляют в печку, пекут хлеб (не это ли из главных человеческих занятий?), то ли клоуны, шуты, скоморохи…
Народность спектакля не «варьетешная», не от моды и показухи, а в глубоком погружении в национальный характер, в музыку, в фольклор, в обычаи. Как бы ни отрицали иные наличие разных национальных особенностей, традиций, они, конечно же, есть. Замечательная Аграфена Ивановна всё перенесёт, всё вытерпит, даже отъезд сына на 23 года за границу, и будет всё равно печь хлеб и ждать. И дождётся. И всё примет с добротой и улыбкой. И всё простит. А уж как естественно, органично живут оба героя в непрестанных играх, розыгрышах, песнях и прибаутках! Спектакль удивительный, красивый, талантливый! Режиссёр его, создатель и руководитель театра в Зеленограде, а театру уже 16 лет, Павел Курочкин. Не Богомолов, не Серебренников, вознесённые модой, молвой, обильной похвалой и хулой, на театральный олимп. А вот есть тоже в Москве, в России, очень своеобычный, талантливый режиссёр Курочкин! Но знают о зеленоградцах гораздо меньше, чем о разэкраненных «попсовых» театральных фигурах. У них же идут и «Васса» М. Горького и «Царь Фёдор» А.К. Толстого, и «Иванов» Чехова. Огромный репертуар. Серьёзный театр. Как когда-то у Чехова: талантливое – всегда серьёзно. Напомнил об этом Лобненский фестиваль «Русская классика», сумевший собрать у себя прекрасный театральный букет коллективов, преданно, честно служащих серьёзному искусству. Этот спектакль по решению жюри был назван лучшим на фестивале.
А потом началась международная программа. На фестиваль в Лобню приехали гости из Казахстана, из Усть-Каменогорска, привезли спектакль «Играем Пушкина». Театр из Струмицы (Македония) привёз свою композицию по пьесе А.Н. Островского «Лес», из валенсианской провинции Аликанте (Испания) был чеховский «Юбилей», из Тегерана (Иран) – тоже Чехов «Предложение». Израильская актриса Татьяна Хазановская привезла свой авторский проект по стихам Лермонтова – моноспектакль «Я рождён с душой кипучею, как лава…».
Лобненский фестиваль за 20 лет существования приобрёл международный авторитет. Зарубежные коллективы стараются принять в нём участие, привезти, показать спектакль, получить профессиональную оценку критиков, проверить свою приверженность русской культуре, системе Станиславского, школе психологического театра, который в мире едва ли не более интересен и притягателен, чем у нас самих. И приезжают иностранцы отнюдь не только за учёбой и опытом. Они сами привозят интереснейшие работы, и все на равных учатся друг у друга и работают вместе, думают, спорят, ищут. Спектакль-образец, талантливый, неординарный, совершенный – всегда редкость. Тем более в таком сложном направлении развития, как психологический театр. Лобненский фестиваль – 2015 был богат на встречи. А спектакль из Казахстана «Играем Пушкина…», соединивший две повести («Метель» и «Барышня-крестьянка») в постановке режиссёра Татьяны Баевой, оказался событием. Для прозы, да ещё пушкинской, найти сценический эквивалент непросто. Но гости из Казахстана нашли и образ метели, и чуть лирический, даже мистический притчевый путь Машеньки (артистка Наташа Снегирёва). А другая история, о барышне-крестьянке (артистка Надя Коровина), стала лёгкой, изящной, чуть ироничной игрой. Но везде – Пушкин, с чудными актёрами, со своей великой простотой и мудростью. Режиссёрская точность, верность автору, адекватность ему, самоотверженность и мастерство актёров, ансамбль – слагаемые успеха. Татьяна Баева была объявлена лучшим режиссёром фестиваля.
Иранцы играли «Предложение» не просто на другом языке, но по-своему, по-ирански. О Лужках и домашних собаках невеста спорила с женихом с ножом в руках! Всё было оглушительно громко, с темпераментом, немыслимым для Чехова. Но и почему нет?! Они так видят, чувствуют. Чехов теперь принадлежит не только России.
Хозяева фестиваля сыграли неожиданно не по правилам праздника. Спектакль не классический, но посвящённый Великой Победе России в Отечественной войне: «Рядовые» белоруса Алексея Дударева, спектакль правдивый, честный, по-особому мужественный и волнующий. Они посчитали, что в год 70-летия Победы они должны это сделать. Ведь на самом же деле – только бы не было войны!