Всё больше книг современных авторов выпускается в сериях с громкими названиями: «Лучшие писатели России», «Новая русская классика», «Неоклассики» и так далее. Совсем недавно издательство «Союз писателей Петербурга» открыло серию под названием «Петербургская классика. XXI век». Авторы-классики в каждом издательстве разные. И это уже похоже на конфликт.
Кто же такой «классик»? – французский критик XIX века Шарль Сент-Бёв называл этот вопрос хитроумным и считал, что подходить к нему нужно хладнокровно. Он же говорил, что «не рекомендуется слишком быстро, одним махом, оказываться в классиках перед современниками; тогда того и гляди не останешься классиком для потомков». В общем, тема, достойная обсуждения. И мы поговорим с писателем и директором издательства «Союз писателей Петербурга» Сергеем Арно (на фото) о том, как были выбраны петербургские классики XXI века для новой книжной серии.
– Сергей Игоревич, как попасть в классики? Мне казалось, этот вопрос решает время.
– Конечно, это решается на небесах: кто останется в истории литературы, а кто нет. Но мы, издатели, должны всё-таки предоставить выбор, показать, подсказать... Может, и Там к нам прислушаются.
– И кого же вы предлагаете в классики?
– На сегодня изданы уже две книги: «Записки беглого кинематографиста» Михаила Кураева и «Джентльменский набор» Константина Мелихана. Вторая книга представляет юмористическое направление литературы.
– Но я вижу и третью книгу: Сергея Арно «Петербург. Иное измерение».
– На ней нет надписи «Петербургская классика. XXI век». А у других есть. Моя книга издана не в этой серии, просто оформление такое же.
– Да, на всех обложках – портреты Пушкина, Гоголя, Ахматовой, Достоевского, братьев Стругацких и Блока. И на вашей книге тоже. То есть всё равно получается, что вы с современными классиками в одной серии.
– Себя я классиком не назову. А в серии будет достаточно авторов. Сейчас к изданию готовятся книги Михаила Чулаки, Ильи Штемлера, Валерия Попова. Мне бы хотелось видеть в этой серии и книги Александра Житинского, и Виктора Конецкого, и Вадима Шефнера...
– Шефнер признанный классик, но всё-таки XX века – он ленинградец. В XXI веке, в 2002 году, он ушёл...
– Да, изданы будут как авторы ушедшие, но всё-таки шагнувшие в новое тысячелетие, так и те значимые писатели, которые, слава богу, здравствуют и пишут сегодня. Александр Мелихов, например. Или писатель-сатирик Семён Альтов. Я планирую открыть и поэтическую серию, где будут и Александр Кушнер, и Глеб Горбовский, и Геннадий Григорьев. Сверхзадача – собрать всех значимых писателей в единую петербургскую серию. Где, например, будет и следующее поколение писателей: Павел Крусанов, Сергей Носов, Илья Бояшов. И писатели-фантасты: Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Андрей Столяров.
– Когда я называю имена перечисленных вами авторов – люди почти никого не знают. Это беда читателей или писателей? Классический вопрос: кто виноват?
– Виноватых нет. Сегодня у человечества другие интересы и приоритеты. Мне как заместителю председателя Союза писателей Санкт-Петербурга приходится много общаться с молодыми авторами, которые приходят вступать в Союз. Когда я спрашиваю: «А кого вы знаете из петербургских писателей?» – выясняется, что никого. Они читают только себя: им кажется, что с них начинается литература.
– Если говорить о цитируемости, то в Петербурге сегодня есть два классика: два Александра – Кушнер и Городницкий. Потому что все знают, что «времена не выбирают, в них живут и умирают» и «атланты держат небо...». Громко звучит и имя Евгения Водолазкина. А какие крылатые строки классиков вашего издательства уйдут или уже ушли в народ?
– Никогда не угадаешь. Давайте, например, Мелихана процитирую по памяти: «Петербуржца, попавшего в ад, черти в сковороду с кипящим маслом будут ложить».
– Почему именно петербуржца? Скорее, это ад для филолога и вообще для грамотного человека из любой среды обитания.
– Пожалуй. Но я считаю, что у Мелихана настоящий петербургский юмор. Чтобы крылатые фразы действительно воспарили и их знали все – нужны талантливые читатели и исследователи творчества: литературоведы, критики…
– Вымирающий вид. Все критики, которых я знаю, называют себя бывшими критиками и говорят, что критика умерла.
– К сожалению. Но мы хотим реанимировать эту область литературного творчества: в планах нашего издательства выпустить книгу статей петербургских критиков о петербургских писателях.
– Интернет сообщает, что вы «писатель, публицист, общественный деятель, директор Фонда братьев Стругацких, председатель оргкомитета АБС-премии, путешественник и дайвер». Да, всё это требует настоящего погружения в процессы, то есть нужно действительно быть дайвером. Вместе с вами погружается и Нина Арно – ваша супруга, муза, соратник.
– Без неё я бы не смог ничего сделать, она мне во всём помогает. А как муза она мне вчера так сказала: «Муза вдохновляет, но она не должна мешать», – и уехала на дачу, оставив меня писать роман.
– Не так давно у вас вышла книга «История литературного процесса. От дворца Шереметевых до швейных мастерских. Ленинград – Петербург».
– Да, это история Союза писателей Петербурга. Мне повезло, что я застал писателей советского времени. В СССР статус писателя был очень высоким, им квартиры давали, на гонорар от книги писатель мог несколько лет жить безбедно. А в перестройку всё стало рушиться, сгорел Дом писателя на Шпалерной. И ведь это был не просто дом, а дворец Шереметевых. Здание не только историческое, но и духовное. В нём проходила настоящая писательская жизнь.
– Из дворца переехать в пространство, похожее на офис, – безусловно, неравноценная замена.
– Увы. И вообще писатели нового времен уже другие. Ушла даже культура общения: раньше мы бродили до утра по городу, говорили о литературе, спорили, заходили в рюмочные – такая ленинградская традиция…
– К слову, помню, как Сергей Филатов, создатель Форума молодых писателей, однажды с улыбкой сказал: «Я удивлён, что новое поколение писателей не пьёт». А главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин заметил, что мы никогда друг друга не критикуем: «Ребята, а почему вы все друг друга хвалите?! «Великолепный стиль», «потрясающий слог!». А Гоголю вы что оставите?!»
– Да, раньше были прямые люди: если ты принёс плохую книгу, тебе скажут: «Ты принёс плохую книгу». А сегодня так: я тебя похвалил, а ты – меня. Но, работая с авторами, я стараюсь быть принципиальным.
– Когда в выходных данных книги написано: издательство «Союз писателей Петербурга», то читатель думает, что перед ним книга профессионального писателя. В то же время на сайте Союза написано следующее: «Мы издаём книги за счёт средств авторов или средств, привлечённых со стороны». То есть издавать книги могут люди, не имеющие отношения к Союзу. Это не дискредитирует Союз и его издательство?
– Наоборот, помогает. Как автор вступит в Союз, если у него нет книг? Для вступления нужны две книги. Не имеет значения, где изданные. Принимают по таланту. И я горжусь тем, что многие авторы вступили в Союз писателей именно благодаря книгам нашего издательства.
– Писатели часто называют Петербург своим соавтором. Город щедр.
– Верно. Как вы знаете, каждый год ко Дню города мы издаём сборники рассказов петербургских авторов: «319», «320», «321». Названия сборников – возраст Петербурга. Наш город – это вдохновение.