«Развод» законопослушных граждан телефонными мошенниками, коих развелось ныне огромное количество, обычно начинается так:
– Алло! Вам зво́нит капитан полиции из Главного управления по борьбе с коррупцией. Сообщаю, что над вами совершены мошеннические действия. На вас оформлен кредит на сумму тыщи-пиццот рублей по вашим документам…
Пока жертва ошеломлённо осмысливает услышанное, «капитан» успокаивает: деньги преступник не получил, они задержаны и находятся в «межбанковом пространстве» (видимо, где-то между Меркурием и Бетельгейзе). Чтобы восстановить статус-кво, потерпевший должен быстро снять такую же сумму со своего счёта и перевести на личную карту главного финансиста Центробанка, после чего деньги тут же вернутся из «пространства» и гражданину даже приплатят компенсацию за моральный ущерб. Понятно, что после выполнения такой инструкции жертва расстаётся со своими деньгами навсегда.
Схема примерно такая, хотя вариантов может быть множество. На самом деле никакой кредит никто не запрашивал и не получал, и если потенциальной жертве хватает рассудительности послать «капитана» подальше после первых же его фраз, ничего плохого не происходит. Но беда в том, что кредиты по поддельным документам с использованием паспортных данных граждан (кои раздобыть ныне никакой сложности не представляет – мы свой паспорт не показываем разве что при входе в трамвай) по поддельным доверенностям действительно выдаются. И судя по официальным данным, их суммарный объём колоссален.
В качестве меры защиты депутаты Госдумы предложили ввести понятие «самозапрета». То есть гражданин, вступая в юридические отношения с финансовым учреждением, сразу подаёт и заявление о том, чтобы ему не выдавали кредит ни при каких обстоятельствах. Даже на собственные похороны. А если кредит действительно понадобится, нужно подать ещё одно заявление, и через три дня деньги дадут. И тут-то мошенники горько заплачут и уползут в свои норы изобретать новые способы обмана честных людей.
Есть байка (или правда?) о том, что один из русских государей, которому надоели постоянные жалобы купцов на грабежи ушкуйников, бесчинствующих на Волге-реке, издал указ, в котором говорилось, что никаких разбойников на Волге нет, а посему жалобщиков на порог дворца более пускать не должно. Не было у царя ни охоты, ни сил заниматься такими мелочами. Купцы немного погоревали, потом собрались, наняли дружину из храбрых людей, сметливых в воинском деле, которые и перебили всех ушкуйников.
Нынешняя ситуация очень напоминает ту, старую. Неспособность банков защищать средства своих клиентов и выполнять взятые на себя договорные обязательства, неспособность правоохранительных органов справляться с невероятным разгулом финансовых мошенничеств в отношении рядовых граждан и стала, скорее всего, причиной появления нового закона из категории «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Ну что ж! Возможно, самозапрет чем-то кого-то и убережёт от преступников. Хотя самих преступников он, конечно же, не остановит. Они будут искать – и обязательно найдут новые схемы грабежа.
Хотя само введение такого понятия, как самозапрет, мне лично нравится. Вчера утром я ввёл самозапрет на потребление алкоголя. Но сегодня вечером его отменил. Главное, чтобы вослед этому закону не пришёл новый, который назначит уголовную ответственность за самовольное нарушение самозапрета.
Продолжение темы статья Людмилы Мазуровой: Кредит запрещён