10 декабря исполнится 65 лет директору Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры, человеку, которому современная литература обязана очень многим, давнему другу «ЛГ» – Владимиру Викторовичу Григорьеву (на фото). Поздравления с юбилеем прислали видные деятели культуры – российские и зарубежные, и, конечно, писатели.
Сергей Степашин, президент Российского книжного союза:
– Сегодня без искреннего внимания Владимира Григорьева не обходится ни одно масштабное событие в отечественной литературе и книжной отрасли в целом. Без него не было бы фестиваля на Красной площади, Института перевода, премий «Большая книга» и «Лицей», стендов «Читай Россию» на международных выставках и многих других важнейших книжных проектов.
Личные и деловые качества Владимира Викторовича в сочетании с доскональным знанием отрасли все эти годы обеспечивали её стабильное и устойчивое развитие. Для всех нас он является примером неутомимого профессионала, всегда смело идущего на эксперименты.
От всей души поздравляем талантливого и разностороннего человека, благодаря которому получают поддержку талантливые молодые авторы, периодические и книжные издания, идёт активная переводческая деятельность, проходят книжные выставки и многие другие культурные и литературные события в жизни нашей страны.
Пожелаем Владимиру Викторовичу энергичного продолжения его деятельности на благо книжной отрасли. Будьте и впредь всегда и во всём на высоте!
Дмитрий Мезенцев, государственный секретарь Союзного государства:
– Уважаемый Владимир Викторович! Юбилеи приходят вовремя… Вы – как книжник из книжников – это хорошо знаете, взяв на себя на протяжении многих лет заботы о проведении юбилеев многих великих русских и советских писателей.
Книгоиздательский мир сложно представить без Вашей энергии, Вашего эффективного участия – как и традиционную Московскую международную книжную ярмарку, Фестиваль «Красная площадь»!
Каждая презентация книжных – новых и традиционных – инициатив сопряжена с главным делом, которому служит Книга, – воспитанием человека. Сегодня Книга вновь воспитатель чувств патриотизма, гражданской позиции миллионов россиян и белорусов, всех, кому дорога история Отечества. Книжное сообщество понимает и поддерживает это. И здесь дорог Ваш вклад.
С юбилеем Вас! Здоровья и новых творческих открытий! Пусть будет больше и больше новых книг о дне сегодняшнем, о героическом прошлом, о наших новых победах и свершениях!
Дмитрий Бак, директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля:
– О вкусах спорят! Кому-то нравятся сонеты и касыды, а кому-то романные лонгриды, кто-то увлечён словесной игрой, а другие «топят» за литературу моральных образцов. Всё это бесспорно, только есть для споров одно условие – литература попросту должна существовать, чтобы о ней можно было спорить. Должна вибрировать от рабочего напряжения непреложная цепь: литературное образование – поддержка молодых – собственно написание книг – литературная периодика – критика – интернет-ресурсы о литературе – книгоиздание – дистрибуция (она же – книгораспространение) – книготорговля – чтение – продвижение литературы на ярмарках и фестивалях – премиальные проекты и литблоги. Ни одно звено не может быть пропущено!
Можно сколько угодно взывать к созданию талантливых произведений (и даже создавать таковые!), но без алгоритмов доведения их до зрения и слуха читателей все горячие призывы тщетны и чуть ли не разрушительны. Можно ратовать за извечную свободу художника, но в отсутствие чётких механизмов взаимодействия разных общественных институтов это будет свобода молчания.
Тридцать с лишним лет назад эпоха свободы наконец наступила, ушла цензура, вернулись запрещённые книги, лидеры мнения стали высчитывать, сколько миллионов многотомников Владимира Сергеевича Соловьёва и Василия Ключевского необходимо отпечатать, чтобы насытить книжный голод великой страны, как издавать «возвращённых» Набокова и Гумилёва… И вдруг как отрезало: выпущенное не раскупалось, усталым людям оказалось не до книг, гиганты-издательства рушились, магазины закрывались…
Очень немногие сумели в нелёгкое время смены вех понять простую истину: литература не только инженерия душ, но и отрасль производства, не только идентичность нации, но и огромный конвейер смыслов, призванных найти отклик в читателях. Одним из заметнейших деятелей, сумевших осознать всё, что мною только что сказано, был (и, к счастью, остаётся) Владимир Григорьев: издатель-профессионал, не просто давший издательству «ВаГРИус» срединную часть его сложносокращённого названия, но и сумевший, как литературный Чапай, мыслить литерные задачи «в мировом масштабе». Именно благодаря усилиям Григорьева и его единомышленников мы и сегодня продолжаем жить в литературоцентричной стране, имеем возможность спорить и слышать друг друга.
Дальше, как водится, должны следовать долгие аплодисменты, переходящие в овации, далее – все встают и провозглашают здравицы в адрес некруглого юбиляра. Все – не все, а я так уж точно сердечно поздравляю Владимира Викторовича, осознаю и чту его заслуги, желаю хотя бы толику спокойствия и будущих достижений. Пора забыть об огульном хейтерстве и о раздорах! Не то чтобы – «возьмёмся за руки» (вряд ли получится), но уж понимать, с чем мы имеем дело, когда говорим и пишем о литературе – точно необходимо. Так говорит нам всем Владимир Викторович Григорьев! Будем слушать голос разума и пожелаем ему многих активных лет.
Алексей Варламов, писатель, ректор Литературного института им. А.М. Горького:
– Владимиру Григорьеву исполняется шестьдесят пять. Едва ли не половина этих лет связана с современной русской литературой и её творцами. Служение, прямо скажем, не самое простое, да и не слишком благодарное, но, как известно, других писателей... Управлять нами так же бессмысленно, как и всерьёз на нас обижаться, и нисколько не похожий на чиновника, широкий, весёлый, заводной и чуткий Григорьев это понимает. Он умеет слушать и слышать – редкое по нынешним временам качество. А кроме того, действительно любит всё талантливое, что есть в литературе. Это как в булгаковском «Театральном романе»: «У Рудольфи сияли глаза. Дело своё, надо сказать, он любил. Он был настоящий редактор». Вот и Григорьев тоже настоящий издатель, организатор, собиратель, проводник, дипломат, продюсер, человек неравнодушный, вспыльчивый, азартный, не ищущий личной выгоды, и глаза его тоже сияют, сверкают, когда он загорается какой-то идеей. Помочь написать книгу никому из нас он не может, но сделать так, чтобы талантливая вещь дошла до читателя, в какой бы точке планеты тот ни находился, в его силах. И пусть эти силы не иссякают. С днём рождения, Владимир Викторович!
Евгений Водолазкин, писатель, доктор филологических наук:
– Об этом человеке я впервые услышал от знакомого писателя. Назвав его должность в Федеральном агентстве по печати, мой знакомый неожиданно добавил: «Хороший дядька!» Не то чтобы такое обозначение совсем уж не сочеталось с Федеральным агентством, но лёгкий диссонанс мне в этом послышался. В отношении того, кто руководит книжной отраслью, звучало несколько легковесно. Но. Вспомним, что одно из значений слова «дядька» – опытный воин, опекающий новобранцев (да и неновобранцев тоже).
Дальше – больше. У бурлаков так называли передового на лямке. Посмотрел на репинское полотно новыми глазами: передовой на лямке там – вылитый Владимир Викторович, только с бородой. Трудяга. Философ. Что лямку эту тянуть тяжело – очевидно, но бурлак-то не жалуется! А как бы даже и улыбается в бороду – мол, и не такое тянули…
За его спиной – все мы, чью деятельность обозначают изящным словом «литпроцесс». Должен заметить, что безукоризненно это слово произносит только Григорьев. Может быть, поэтому процесс сопровождается результатом и наши книги читаются в России и мире.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв в качестве символа заботы о литературе предложил однажды изображать книгу, лежащую на ладони. И нарисовал: маленькая такая книжка на большой ладони. Человека в подобных случаях, напомню, не изображают: символ не предполагает персонификации. Но всем ведь известно, что нет абстрактных ладоней и книг, потому что о реальной книге печётся реальный человек. У него есть имя и даже день рождения. Владимир Викторович, с юбилеем!
Сергей Шаргунов, писатель, председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России:
– Литературное дело живёт на информационной обочине: в лучшем случае в подвёрстке новостей, во второй тетрадке еженедельников, в петите... Живёт себе и живёт, пока не случаются те, кому больше всех надо.
Надо придумать Национальную литературную премию «Большая книга» и премию «Лицей». Надо сочинить грандиозный книжный фестиваль «Красная площадь». Надо выпускать тома с переводами прозы и поэзии отечественных авторов на языки постсоветского пространства и авторов из СНГ на русский. Или – амбициозный проект «Молодая литература», который охватит дебютантов разных возрастов по всей стране и даст возможность не только состояться в писательстве, но и получить бесценное литературное образование.
Григорьев не «отвечает на вызовы времени», как принято говорить в юбилейных адресах, но сам формирует время, исходя зачастую из соображений больше вкусовых, чем прагматических. Можно вспомнить легендарные чёрно-серые обложки его издательства «Вагриус» – лица современных писателей, как бы выходящие из мрака: тогда немногие отваживались вкладываться в нерыночные имена текущей словесности. Прогрессист и консерватор, вольнодумец и чиновник – Григорьев прежде всего автор событий и сочинитель крупнейших процессов отечественной литературы.
Среди его должностей и званий есть одно, которое премногих тяжелее. Про Григорьева говорят, что он Человек, Который Дочитывает Книги до Конца. Это правда (я проверял). И это самая звонкая и самая весомая регалия человека, отвечающего за литературную отрасль в стране. С днём рождения, Владимир Викторович!
Леонид Юзефович, писатель:
– Думаю, моя литературная судьба сложилась бы куда менее удачно или не сложилась бы вовсе, если бы в начале 2000-х на меня не обратило внимание созданное десятью годами раньше, ныне исчезнувшее, но не канувшее в Лету издательство «Вагриус». Латинское по звучанию слово представляло собой соединение начальных слогов фамилий трёх его основателей: «ва» – публицист и журналист-международник Константин Васильев, «ус» – переводчик Глеб Успенский, а несущий на себе всю конструкцию центральный слог «гри» – книжник по призванию Владимир Григорьев. Именно он курировал те редакции, где в середине 1990-х начала издаваться бесприютная, никому тогда не нужная современная российская проза. Не романы про попаданцев с вооружёнными до зубов пышногрудыми блондинками на обложке, не боевики, не зарубежная фантастика, а обычная литература про жизнь и время, достойно написанная, актуальная, но без налёта примитивной публицистики. Та, прибежищем которой оставались лишь толстые журналы с их катастрофически упавшими тиражами и жалкими гонорарами. Сейчас трудно объяснить, что это значило для тогдашних литературных людей – знать, что есть издательство, где выходят Андрей Битов и Владимир Маканин, Георгий Владимов и Фазиль Искандер, Людмила Петрушевская и Людмила Улицкая, Эдуард Лимонов и Юрий Коваль, а рядом с ними совсем ещё молодые Виктор Пелевин, Андрей Лазарчук, Вячеслав Пьецух, Ольга Славникова, Ирина Полянская, Алексей Слаповский, Юрий Буйда. Их книжки «чёрной серии», «серой серии», серии с неполиткорректным по нынешним временам названием «Женская проза» до сих пор отдельной когортой стоят у меня на полке. Никогда не забуду тот трепет, с каким я впервые переступил порог «Вагриуса» с надеждой быть причисленным к сонму небожителей, чьи книги выходили с легендарным осликом на издательской эмблеме. Память об этом судьбоносном моменте, и поныне греющая мне сердце, у меня всегда связана с благодарностью Владимиру Викторовичу – благодарностью не только писателя, но и читателя.
Питер Кауфман, президент компании ReadRussia, Inc:
– Среди множества других замечательных впечатлений, которые я имел удовольствие разделить с Владимиром Викторовичем Григорьевым, особняком стоят впечатления от поездки на зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году. Как я написал в своей книге «Новое Просвещение и борьба за свободу знания», которая выйдет в России в этом декабре, мой отец родом из Одессы; близость к Чёрному морю побуждает меня к мистическому путешествию по волнам коллективной памяти в духе Пруста: война, мир, изгнание, притеснения, шутки, чай с вареньем, сладкие дыни, вкусный хлеб, кислые лимоны, икра... В том феврале мы искупались в море. Теперь, оглядываясь назад, можно сказать, что это было безмятежное время в отношениях между Россией и Америкой: нашим общим врагом (только с точки зрения хоккейного болельщика!) была Канада. Ну и Швеция.
Кто в России сделал больше для поддержки книжной культуры – института писательства, самих писателей и книг, всей супер- и субкультуры Знания? Кто организовывал премии и выставки, налаживал связи и выделял субсидии? Кто трудился не покладая рук? Вопрос риторический.
Даю ещё одну подсказку. Это не Теему Селянне.
Нет нужды говорить, что 10 декабря я подниму бокал за мистера Григорьева!
Может, и не один. С днём рождения!
Ядвига Юферова, заместитель главного редактора «Российской газеты»:
– Что бы иные ни писали в соцсетях и википедиях, мол, это они затевали фестиваль «Красная площадь», все просвещённые и посвящённые знают, что первая четверть двадцать первого века на издательской и литературно-медийной поляне рифмуется с одним именем – Григорьев.
Конечно, Григорьев не сахар, во рту не тает. Но я не знаю другого чиновника в России, эффективность которого можно измерить таким количеством рациональных идей, реализованных проектов, фантастических фестивалей, желанных премий.
Оказаться в одной команде с Григорьевым, когда надо волонтёрить 24/7, чтобы книжный фестиваль «Красная площадь» задал моду читающей России, – это счастье. Он проводит бесконечные оргкомитеты, требует креатива и куража, фонтанирует несбыточными идеями, которые становятся потом прозой жизни. При этом Григорьев-государственник ценит людей, которые служат слову-делу, не прислуживая конъюнктуре.
Только в голове Григорьева, а потом и наяву, смогла выстроиться трёхступенчатая система поддержки писателей настоящих и будущих: после «Большой книги» родилась премия «Лицей», а потом и проект «Класс».
Год литературы, который проходил в стране в 2015 году, для многих стал годом победы литературы и дал долгую жизнь сайту ГодЛитературы.РФ на платформе «Российской газеты».
Только с чувством юмора и долга, как у Владимира Викторовича, можно любить всех писателей, хороших и разных, победно защищать издательский бизнес, верить в светлое будущее книжной торговли. На то он и Григорьев.
Александр Карлюкевич, председатель Союза писателей Беларуси:
– Дорогой Владимир Викторович!
Вся Ваша жизнь – служение Книге. Многообразный редакторский, издательский, организаторский, публицистический опыт сформировал у Вас исключительное чутьё к художественному слову, художественной литературе, способным воспитать в человеке и обществе настоящие гуманистические устремления.
Исключительное знание русской и советской литературы, которое не каждому чиновнику под силу, помогает Вам высказывать своё влиятельное отношение в формировании государственных подходов в литературной политике Российской Федерации. Каждый раз традиционная Московская международная книжная ярмарка, проект «Книга года», другие инициативы, связанные с пропагандой книги, показывают высокий уровень организации, демонстрируют многообразие начинаний и новаций в книжной отрасли России.
Вы грамотно продвигаете российскую книгу за пределами России, способствуете тому, чтобы как можно быстрее современная литература становилась известной в разных странах мира.
Спасибо Вам за то, что Вы не словом, а делом способствуете расширению белорусско-российских литературных, книгоиздательских связей. Вы, как никто другой, понимаете роль и значение художественного перевода в продвижении национальных литератур. И знаете, как сделать так, чтобы творения писателей разных народов находили своего читателя в России и других пространствах.
Позвольте пожелать Вам постоянной энергичности, постоянного внимания ко всему новому, прогрессивному и зрелому, что идёт в наше читательское сознание изо дня в день. В сочетании с сохранением великих книжных традиций Вы сумеете во всём новом рассмотреть силу и красоту сегодняшних дней, всё то великое, что следует передать будущему.
С юбилеем, Владимир Викторович, с хорошим и душевным праздником Настоящего Книжника!
Анн Кольдефи-Фокар, переводчик, один из координаторов проекта «Русская библиотека на французском языке»:
– Благодаря Владимиру Григорьеву я стала заниматься программой «Русская библиотека на французском языке», за которую я ему очень благодарна, как и за многие другие книжные проекты и программы, которые он поддерживает и которые без него не состоялись бы. Он необычайно открытый для человека, работающего в министерстве, у него нет бюрократической зажатости. С такими людьми можно обсуждать и решать проблемы, а это – бесконечно ценное качество, тем более в нынешние непростые времена. Среди близких ему людей – люди самых разных взглядов и позиций, и эта широта тоже довольно редкое явление. Я желаю Владимиру Викторовичу Григорьеву здоровья, и главное, чтобы он оставался таким, какой он есть, и ещё долгое время продолжал свою работу.
Редакция «ЛГ» присоединяется к поздравлениям!