То, что сейчас называют литературным процессом, едва ли им является. Дело в том, что любая литературная картина предполагает то, что она сложилась благодаря некой художественной логике. У нас же если эта логика и прослеживается, то она далека от творческой. Иногда кажется, что те, кто все постсоветские годы регулировал нашу книгоиздательскую и литературно-премиальную жизнь, ставили своей целью окончательно умертвить отечественную словесность, отвратив от неё просвещённого читателя. Иначе как объяснить такое количество ложных авторитетов, которые надувают с завидным усердием? Воздушные шарики и мыльные пузыри, как правило, такого не выдерживают, а писатель, напротив, чувствует себя гуру, способным влиять на умы не только строкой, но и пением, внешним видом, политическими жестами. Дети расстраиваются, когда шарики и мыльные пузыри лопаются, взрослые при виде раздувшегося писателя брезгливо недоумевают.
А что ещё можно испытывать, когда крупнейшие премии получают авторы, толком не умеющие построить предложение, когда культуртрегеры от литературы всех пытаются убедить, что эти премианты лучшие из лучших, забивая их книгами прилавки, заталкивая их во все эфиры, бессчётное количество раз вывозя их за границу? Складывается ощущение, что играешь в карты с опытным шулером! Был бы ещё у него в рукаве туз! Но, увы, и туза нет… Одни голые короли и дамы…
В своё время Некрасов переживал:
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого –
Белинского и Гоголя
С базара понесёт?
Думается, что портрет прусского фельдмаршала и книжка-картинка Матвея Комарова «Повесть о приключении аглицкого милорда Георга и о бранденбургской маркграфине Фридерике Луизе» были куда безобиднее, чем то, что предлагается современной публике в книжных магазинах. И уж точно те, о чьей незаслуженной популярности переживал автор «Кому на Руси жить хорошо», не занимались подрывом основ русской государственности, при этом стараясь получить от этого государства все блага. А новые Белинские и Гоголи в большинстве своём при нынешней системе едва ли дойдут до книжных полок, задохнувшись от обиды в разных городах и весях нашей Родины.
Мы много говорим о том, что интерес к чтению стремительно снижается. Иногда даже интеллигентски пеняем на то, что народ, мол, стал не тот. Но откуда этот интерес возьмётся, если под видом серьёзной современной литературы людям предлагается обычный книжный фастфуд, изготовленный по чужим и вредным рецептам? Народу остаётся безмолвствовать, ожидая конца «новой литературной драмы». «Голые короли», несомненно, обречены. Но найдём ли мы, о ком кричать: «Да здравствует король!»? Очевидно, чтобы новые люди пришли на смену дутым авторитетам как можно быстрее, необходимо уже сейчас перестроить всё наше литературное хозяйство, изгнав из него недобросовестных приказчиков и поручив управление людям, для которых государственность, патриотизм и духовные ценности – не пустой звук и не повод для реализации бюджетно ёмких проектов.