Екатерина Кудакова. Живыемёртвые стихи: сборник стихотворений. – Волгоград: Перископ-Волга, 2022. – 100 с.
Одна из важнейших задач, которая стоит перед каждым поэтом, – найти свой голос, свой стиль, свою манеру письма. Можно ориентироваться на моду, на поэтов-современников, но лучше прислушаться к себе и понять, что близко лично тебе. Такой путь поиска прошла и молодая поэтесса Екатерина Кудакова. Она пробовала себя в разных родах, формах и жанрах литературы: писала прозу, классические рифмованные стихи, экспериментировала со стихотворным размером и наконец пришла к верлибру. Несмотря на сегодняшнюю популярность верлибра в молодёжной среде, нельзя сказать, что этот путь единственно возможный. И тем не менее для Екатерины Кудаковой подобный способ стихосложения оказался наиболее органичен: он позволил ей максимально раскрыться как поэту, не ограничивая себя лишними условностями. Следуя современным тенденциям, поэтесса во многих стихах отказывается от знаков препинания, но большое внимание уделяет разбивке на строки – то есть музыкальности текстов. От музыки у неё неотделима живопись – происходит некий возврат к первоначальному синкретизму искусств. Верлибры в её исполнении – как картины художников-импрессионистов, где целое складывается из ярких пятен, выхваченных из реальности цепким взглядом художника.
Сборник «Живыемёртвые стихи» – это целостная, можно сказать, концептуальная книга, хотя произведения, включённые в неё, – по сути, наброски, небольшие зарисовки, сделанные автором на бегу «между кухней, офисом и детской». Но поэт на то и поэт, чтобы его душу не изменили «быт и дрязги». И, невзирая на семейные хлопоты и заботы, Екатерина Кудакова успевает замечать прекрасное во всём: линии электропередачи для неё становятся «надорванными струнами вселенной», а «белая вата снега кажется сахарной». Даже то, что незримо, потенциально скрывает в себе чудо: так, лирическая героиня кладёт белочке орехи и уходит, «оставляя волшебство неувиденным, а значит, ещё возможным».
Каждая мелочь, подмеченная автором в окружающей действительности, способна рассказать о многом. Как та надпись: «Люблю» зачёркнуто, осталось лишь «прости» на сером полотне забора. И тишина без нежности внутри», – которая несёт в себе гораздо больше информации, чем может показаться случайному прохожему. Но поэт способен увидеть то, что скрывается за, казалось бы, незначительными деталями: человеческую трагедию или, наоборот, обещание счастья.
Многие тексты Екатерины Кудаковой можно охарактеризовать как поток сознания. Для создания подобного эффекта она намеренно отказывается от знаков препинания. Читатель не только видит мир глазами лирической героини, но будто бы думает её мыслями – зачастую обрывистыми, не всегда логичными, но такими по-человечески понятными и по-своему прекрасными. Это не столько мысли-слова, сколько мысли-образы, яркие и запоминающиеся.
Цельность и концептуальность сборника подчёркиваются его структурой: за основу деления на части автор берёт времена года, годовое круговращение. Таким образом, Екатерина Кудакова демонстрирует определённую укоренённость её стихов в традиции. Парадоксально то, что, хотя по форме они современны, их содержание и эмоциональный настрой отсылают к древнейшим народным верованиям. В стихах Екатерины Кудаковой отразились религиозные взгляды Востока. Собственно, через призму восточной философии поэтесса видит мир: идеалом для неё, как и для последователей Будды, является состояние «будто тебя нет», то есть достижение нирваны и прекращение перерождений. Так или иначе, эта тема присутствует во многих стихотворениях Кудаковой, включая самые «западные» – посвящённые Шотландии.
Хотелось бы выделить ряд стихов, в которых автор описывает свои личные взаимоотношения с поэтами прошлого – Бёрнсом, Есениным, Бродским. Любопытны отсылки к Булгакову в стихотворениях «К Мастеру» и «В отсутствии Иешуа». Будучи человеком начитанным, Екатерина Кудакова старается переосмыслить, пропустить через себя русскую и мировую литературу. Литературоцентризм, как известно, вообще характерен для русскоязычных авторов, а интертекстуальность – одна из примет постмодернистских произведений. Данный приём позволяет создавать дополнительную глубину текста за счёт отсылок, аллюзий и ассоциативных связей.
В стихах Екатерины Кудаковой философская глубина гармонично сочетается с вниманием к бытовым деталям. Поэтесса живо откликается на современные события (стихотворение «Юродивые»). На примере улиток, которых собрала и принесла её дочь, автор рассуждает об актуальных вопросах гуманизма: «Не стоит ограничивать чью-то свободу. Никто не любит жить в пластиковой коробке и смотреть на волшебный мир приближающегося лета через затёртые и мутные стены».
Екатерина Кудакова – поэт уже во многом определившийся. Однако впереди у неё ещё целая жизнь и возможность творческого развития. Это замечательное сочетание уже совершённого и ещё только обещающего свершиться. Хотелось бы пожелать Екатерине Кудаковой, чтобы в дальнейшем её собственный голос ещё более окреп, стал ещё более своеобразным и узнаваемым, чтобы его нельзя было перепутать ни с чьим другим. Ведь только это может стать пропуском в литературный мир.
Елена Величко