Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 декабря 2023 г.
Литература Библиосфера

Когда нечего терять, можно рискнуть всем

К юбилею Валерия Иванова-Таганского

15 декабря 2023
Воспитанность, образованность и преданность Отечеству – три главные ценности писателя

Об актёре, режиссёре Иванове-Таганском написано и сказано много до меня. Вывод неоспорим: его имя золотыми буквами начертано в летописи современного русского театра. Он трепетнее многих собратьев по профессии любит Театр, знает и понимает и через всю свою сознательную жизнь с честью и достоинством несёт сладкое и в то же время чреватое терниями бремя служения Мельпомене.

Однако человек театра до глубины души – это лишь одно обличье Валерия Иванова-Таганского. Известность он по праву снискал также на ниве изящной словесности как писатель, способный точностью выражения замыслов, богатством лексики и звучанием слов создавать яркие образы и вызывать эмоциональный отклик у читателя.

Работая над книгами, автор, на мой взгляд, руководствуется концепцией восприятия мира как театрального действа, созданной в своё время П. Ронсаром и У. Шекспиром. Безусловно, в этом помогают навыки артиста и режиссёра. Вчитываясь в написанные им диалоги, буквально слышишь интонации его голоса и понимаешь: автор примеряет на себя, мысленно проигрывает роль того или иного персонажа (прежде всего, естественно, главного героя повествования). Что же до искушённости режиссёрской, то каждый из романов, повестей, рассказов Иванова-Таганского так и просится если не на сцену, то на экран. Что уж говорить о его драматургии!

Неслучайно автор в своих литературных трудах обращается к теме театра. Две его знаковые книги – «Триумф и наваждение. Записки о Театре на Таганке» (2015 г.) и «Неубитый театр. Записки о Театре на Таганке» (2022 г.), написанные от третьего лица, на примере трагичной по своей сути истории знаменитого театра погружают читателя в раздумья о судьбах русского искусства. Как критиками, так и читателями обе книги признаны уникальными.

Когда-то я писал о важном событии не только в творческой биографии Валерия Иванова-Таганского, но и в культурной жизни современной России вообще – о выходе сборника пьес «Любовь со взломом», где в один том автором были собраны восемь блестящих работ.

Спустя годы могу с уверенностью повторить: творить для сцены – жанр специфический. Тут мало литературной одарённости. Необходимо быть Человеком Театра, не понаслышке знающим все нюансы сценического действа. Много ли таких в писательской среде? Вряд ли!

Валерий Иванов-Таганский и Юрий Любимов

Валерий Иванов-Таганский не равнодушный созерцатель. Творец, чутко ощущающий пульс общественной жизни, остро чувствующий личную ответственность за происходящее, полагает долгом человека искусства вмешаться, назвать вещи своими именами, указать выход из кажущегося тупика. Не без иронии, когда это уместно, но избегая пустого зубоскальства. Ведь, по словам Аристотеля, «привычка находить во всём только смешную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит всегда на поверхности».

Потому-то его пьесы были обречены на успех. И признание к ним пришло. Некоторые, в том числе «Волчий круг» и «Почём бивень мамонта», дошли до театрального зрителя. Первая – в московском театре «Сопричастность» в постановке автора, вторая – в Калмыцком республиканском театре города Элисты. На всех спектаклях свободных мест в зрительном зале не наблюдалось. Впрочем, это неудивительно. Помню, как на поставленные Ивановым-Таганским «Дни Турбиных» М. Булгакова в Академический театр имени Лермонтова, где он служил главным режиссёром в начале 70-х годов прошлого столетия, в Алма-Ату съезжались театралы со всех концов Казахстана. Сборник «Любовь со взломом» был отмечен премией «Имперская культура» имени Эдуарда Володина, учреждённой Союзом писателей России, журналом «Новая книга России» и Фондом святителя Иоанна Златоуста.

К своему 80-летию Валерий Иванов-Таганский приготовил почитателям своего литературного таланта весомый подарок – первую часть романа «Внуки». В качестве заголовка мне показалось уместным заимствовать фразу из этого нового романа. По моему мнению, она в определённой степени характеризует и самого автора как человека решительного и целеустремлённого, не страшащегося в кризисных ситуациях принять безрассудное на первый взгляд решение, приводящее в результате к триумфу. Как известно, шанс достойно выйти из затруднительного положения есть всегда, главное – правильно им воспользоваться. Но как часто бес, не отрицая этого, подсказывает в качестве единственно верного решения заведомо проигрышное!

Истинный русский интеллигент, доброжелательный и отзывчивый, Валерий Иванов-Таганский с молодых лет впитал и хранит главные жизненные ценности – воспитанность, образованность и преданность Отечеству.

«Мы – русские, мы сильны общностью, любовью» и «Нас пытаются убедить, что наш народ внушаем и инертен. Нет, он терпелив, мудр и невероятно вынослив», – утверждает автор словами своего героя.

Страница за страницей, без пошлого натурализма, герои книг Иванова-Таганского, сохранившие в душе свойственные нормальному человеку добрые чувства, способные противостоять неприглядности недугов общества, ведут нас через противоречия и конфликты, более или менее успешные попытки найти верные решения своих всегда неожиданно возникающих проблем.

Узнаваемое время, типичные обстоятельства, знакомые персонажи, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. При этом автор привносит в повествование напряжённый драматизм. Действие захватывает читателя с первых строк, и неуклонно нарастающий накал его развития не позволяет отвлечься и расслабиться до финала.

Следуя утверждению И.А. Бунина о том, что «литература давно перестала быть изысканно-утончённым искусством для услаждения изощрённого слуха», писатель Иванов-Таганский не развлекает, а проводит серьёзный анализ состояния мира и положения в нём простого человека. На примере поступков своих героев он, обобщая, раздвигает рамки рядового события до исторических масштабов, интуитивно сознавая, что пример одного способен собрать вокруг себя единомышленников, породить могучую волну, которая поможет обществу оберечь духовно-нравственную среду. Не в этом ли задача современного русского писателя?

Виктор Фролов

Поздравляем Валерия Александровича Иванова-Таганского с 80-летием! Желаем крепкого здоровья, новых произведений и благодарных читателей!


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мама, мы все тяжело больны девяностыми

    06.06.2025
  • ЛГ-рейтинг

    06.06.2025
  • Дождь над городом – свинец

    05.06.2025
  • Александр Куприянов: На киче я не парился, но это… комплимент!

    05.06.2025
  • Правда войны и правда о войне

    04.06.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS