Об актёре, режиссёре Иванове-Таганском написано и сказано много до меня. Вывод неоспорим: его имя золотыми буквами начертано в летописи современного русского театра. Он трепетнее многих собратьев по профессии любит Театр, знает и понимает и через всю свою сознательную жизнь с честью и достоинством несёт сладкое и в то же время чреватое терниями бремя служения Мельпомене.
Однако человек театра до глубины души – это лишь одно обличье Валерия Иванова-Таганского. Известность он по праву снискал также на ниве изящной словесности как писатель, способный точностью выражения замыслов, богатством лексики и звучанием слов создавать яркие образы и вызывать эмоциональный отклик у читателя.
Работая над книгами, автор, на мой взгляд, руководствуется концепцией восприятия мира как театрального действа, созданной в своё время П. Ронсаром и У. Шекспиром. Безусловно, в этом помогают навыки артиста и режиссёра. Вчитываясь в написанные им диалоги, буквально слышишь интонации его голоса и понимаешь: автор примеряет на себя, мысленно проигрывает роль того или иного персонажа (прежде всего, естественно, главного героя повествования). Что же до искушённости режиссёрской, то каждый из романов, повестей, рассказов Иванова-Таганского так и просится если не на сцену, то на экран. Что уж говорить о его драматургии!
Неслучайно автор в своих литературных трудах обращается к теме театра. Две его знаковые книги – «Триумф и наваждение. Записки о Театре на Таганке» (2015 г.) и «Неубитый театр. Записки о Театре на Таганке» (2022 г.), написанные от третьего лица, на примере трагичной по своей сути истории знаменитого театра погружают читателя в раздумья о судьбах русского искусства. Как критиками, так и читателями обе книги признаны уникальными.
Когда-то я писал о важном событии не только в творческой биографии Валерия Иванова-Таганского, но и в культурной жизни современной России вообще – о выходе сборника пьес «Любовь со взломом», где в один том автором были собраны восемь блестящих работ.
Спустя годы могу с уверенностью повторить: творить для сцены – жанр специфический. Тут мало литературной одарённости. Необходимо быть Человеком Театра, не понаслышке знающим все нюансы сценического действа. Много ли таких в писательской среде? Вряд ли!
Валерий Иванов-Таганский не равнодушный созерцатель. Творец, чутко ощущающий пульс общественной жизни, остро чувствующий личную ответственность за происходящее, полагает долгом человека искусства вмешаться, назвать вещи своими именами, указать выход из кажущегося тупика. Не без иронии, когда это уместно, но избегая пустого зубоскальства. Ведь, по словам Аристотеля, «привычка находить во всём только смешную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит всегда на поверхности».
Потому-то его пьесы были обречены на успех. И признание к ним пришло. Некоторые, в том числе «Волчий круг» и «Почём бивень мамонта», дошли до театрального зрителя. Первая – в московском театре «Сопричастность» в постановке автора, вторая – в Калмыцком республиканском театре города Элисты. На всех спектаклях свободных мест в зрительном зале не наблюдалось. Впрочем, это неудивительно. Помню, как на поставленные Ивановым-Таганским «Дни Турбиных» М. Булгакова в Академический театр имени Лермонтова, где он служил главным режиссёром в начале 70-х годов прошлого столетия, в Алма-Ату съезжались театралы со всех концов Казахстана. Сборник «Любовь со взломом» был отмечен премией «Имперская культура» имени Эдуарда Володина, учреждённой Союзом писателей России, журналом «Новая книга России» и Фондом святителя Иоанна Златоуста.
К своему 80-летию Валерий Иванов-Таганский приготовил почитателям своего литературного таланта весомый подарок – первую часть романа «Внуки». В качестве заголовка мне показалось уместным заимствовать фразу из этого нового романа. По моему мнению, она в определённой степени характеризует и самого автора как человека решительного и целеустремлённого, не страшащегося в кризисных ситуациях принять безрассудное на первый взгляд решение, приводящее в результате к триумфу. Как известно, шанс достойно выйти из затруднительного положения есть всегда, главное – правильно им воспользоваться. Но как часто бес, не отрицая этого, подсказывает в качестве единственно верного решения заведомо проигрышное!
Истинный русский интеллигент, доброжелательный и отзывчивый, Валерий Иванов-Таганский с молодых лет впитал и хранит главные жизненные ценности – воспитанность, образованность и преданность Отечеству.
«Мы – русские, мы сильны общностью, любовью» и «Нас пытаются убедить, что наш народ внушаем и инертен. Нет, он терпелив, мудр и невероятно вынослив», – утверждает автор словами своего героя.
Страница за страницей, без пошлого натурализма, герои книг Иванова-Таганского, сохранившие в душе свойственные нормальному человеку добрые чувства, способные противостоять неприглядности недугов общества, ведут нас через противоречия и конфликты, более или менее успешные попытки найти верные решения своих всегда неожиданно возникающих проблем.
Узнаваемое время, типичные обстоятельства, знакомые персонажи, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. При этом автор привносит в повествование напряжённый драматизм. Действие захватывает читателя с первых строк, и неуклонно нарастающий накал его развития не позволяет отвлечься и расслабиться до финала.
Следуя утверждению И.А. Бунина о том, что «литература давно перестала быть изысканно-утончённым искусством для услаждения изощрённого слуха», писатель Иванов-Таганский не развлекает, а проводит серьёзный анализ состояния мира и положения в нём простого человека. На примере поступков своих героев он, обобщая, раздвигает рамки рядового события до исторических масштабов, интуитивно сознавая, что пример одного способен собрать вокруг себя единомышленников, породить могучую волну, которая поможет обществу оберечь духовно-нравственную среду. Не в этом ли задача современного русского писателя?
Виктор Фролов
Поздравляем Валерия Александровича Иванова-Таганского с 80-летием! Желаем крепкого здоровья, новых произведений и благодарных читателей!