Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 октября 2024 г.
  4. № 40 (6954) (09.10.2024)
Литература Библиосфера

Когда призвание – Вечность

10 октября 2024

Константин Кедров. Бутылка Клейна, брошенная в море: стихи / Предисл. А. Хохловой. – М.: ИП Хохлова, 2023. – 115 с.

Константин Кедров, бесспорно, принадлежит к числу крупных интеллектуалов нашей эпохи. Поэтические вечера, литературно-философские лекции Кедрова всегда проходят с неизменным успехом, чему немало способствует не только блестящий, парадоксальный ум поэта, но и магическая харизма его личности.

Перефразируя известное выражение Александра Блока «быть лириком жутко и весело», скажем: быть Кедровым жутко и весело. Вечно нов. Вечно молод. Само слово «вечно» (а здесь ряд можно продолжить: вечно неожидан, вечно влюблён…) уже неотделимо от Константина Кедрова, легенды современного авангарда, поэта-космиста, философа, открывателя новых миров.

Мотив вечности является сквозным и во многом ключевым в поэтическом наследии автора. В новой книге «Бутылка Клейна, брошенная в море» мотив вечности постоянно варьируется, выявляя многослойность мира, связует полярности в единое гармоничное целое, возникает в самых различных ракурсах.

Жизнь забвенье

И смерть забвенье

Жизнь мгновенье

И смерть мгновенье

Продолжается вечный миг

Из которого я возник


Самая трудная вещь на свете – оторваться от реальности (имеется в виду наша трёхмерная реальность, конечный евклидов мир). Для Кедрова невозможного мало. Поэтическая мысль автора хорошо себя ощущает в неевклидовых, многомерных пространствах. 

Я обитаю в многомерном мире

Где дважды два не 5 и не 4

Где только бесконечное конечно

Где каждое мгновенье

                         длится вечно


Поэзия Кедрова переключает наше внимание на высшие уровни души, открывает новое измерение людей и вещей, помогает постигать человеческое. 

Я никому не присягал

По небу как Шагал шагал

Шагал по небу сквозь века

Проваливаясь в облака


Авангардист для Кедрова – синоним поэта. Его поэтический космос пронизан идеями Лобачевского (основателя неевклидовой геометрии), Минковского, Эйнштейна, представлениями о четырёхмерном пространстве-времени. Научные открытия, как известно, всегда сопровождаются новациями в искусстве. Здесь Кедров солидарен с русским поэтическим авангардом начала ХХ века, в частности с Велимиром Хлебниковым, творческие искания которого неотделимы от научных революций, перевернувших наше представление о мире. 

Напрасно удивляется народ

Мол футуризма поздний я

                           приверженец

Я молния а не громоотвод

Я не громоотвод

                 я громовержец


Я не люблю грозу в начале мая

«Когда…» Но я люблю грозу

                                           зимой

И молнию из-под дуги трамвая

Когда трамвай летит

                     на голос мой


Кедров называет себя метаметафористом. Метаметафора, термин, предложенный поэтом и принятый литературным сообществом, – это, следуя авторской формулировке, «амфора нового смысла», «новая метафора эпохи относительности». Для поэтики Кедрова особенно значим синтез поэзии, науки, религии и космологии. Продолжая авангардные традиции, автор успешно генерирует творческие замыслы, выявляя в своей поэзии новые духовные реальности.

Бутылка Клейна, давшая название поэтическому сборнику, обладает весьма необычными свойствами. Немецкий математик Феликс Клейн (1848–1925), внёсший значительный вклад в неевклидову геометрию, придумал так называемую бутылку Клейна, у которой нет ни внутренней стороны, ни наружной. В нашем трёхмерном пространстве сделать такую бутылку невозможно, а в четырёхмерном она вполне допустима. С геометрической точки зрения это замкнутая неориентируемая поверхность без границ (сюда же относится и её «родная сестра» лента Мёбиуса). Бутылку Клейна, по мнению специалистов, можно представить как пылесос, затягивающий сам себя.

Я признаюсь на ухо келейно

Средь обвалов мировых лавин

Мозг устроен как Бутылка Клейна

Только в нем побольше горловин


Мозг устроен как Бутылка Клейна

Всё уходит в дальние миры

Внутривенно или внутринервно

Мысль как крот выходит из норы


Что сказать вам о себе о мире

Я ушёл из мира мир не изменя

Я Бутылка Клейна брошенная в море

Или это море брошено в меня


В художественном сознании Кедрова идеи легко переходят из одной области в другую, а о своём видении окружающей нас действительности (оптика у Кедрова совершенно особая) поэт говорит: «Миры не в фокусе / я их навёл на резкость», «Я потусторонний Шерлокхолмс / Вывернувший зренье наизнанку» …

Многомерная поэзия Кедрова – это магическая игра сновиденьями и явью, обыденным и запредельным. Каждое его стихотворение живёт не на плоскости формальной логики, а в «кривизне пространства», в той бесконечности, где сходятся параллельные линии Николая Лобачевского.

Афористичность письма, анаграмма, звукопись, зеркальный палиндром – доминанты идиостиля автора.

А нем и я

Анемия

А не Ми я

А не мы я


В новой книге широко представлена любовная лирика. Любовь (цитирую Кедрова) – это «образ вечной жизни в пространстве жизни временной». Целый спектр оттенков, разнообразных чувств любви явлен в лирических строках поэта: «Вечная любовь невозможна / А невечной любви не бывает / Я не знал, что могу так любить / Казалось давно позади все бури / Оказалось тону в океане твоей Любви».

Любовь – мощный импульс поэтического вдохновения. Молодо, свежо звучат стихи лирического дневника (2023):

Молю с любовию и лаской

Люблю тебя люби и властвуй

С моей любовью чудотворной

Твой дворянин и твой придворный


Любви отчаянье и мука

Моя небесная наука

Пусть чаша выпита до дна

Любовь одна и жизнь одна


Кедров – мастер малых форм, его можно определить как миниатюриста в безмерном масштабе. 

* * *

Я люблю задачи нерешённые

И стихи никем не завершённые


* * *

Мне интересен только Млечный Путь

И по нему я отправляюсь в путь


* * *

Вот мир – он бесконечно многогранен

И каждой гранью я смертельно ранен

И потому я весь от Аз до Яз

Слезами истекающий алмаз


Канонические философские образцы дистиха и катрена, обогащающие традиции золотого и Серебряного веков.

Андрей Вознесенский пи­сал о Константине Кедрове: «…он шестидесятник, семидесятник, восьмидесятник и двухтысячник – что угодно. Он из тех, которые продолжаются…»


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Альбина Хохлова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Роман без рафинада

    31.05.2025
  • Великие рифмы вечных смыслов

    30.05.2025
  • Ум и воля

    30.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    30.05.2025
  • Два в одном

    29.05.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS