В Российской государственной библиотеке для молодёжи прошла встреча дискуссионного клуба молодых поэтов «Кашалот». Темой для обсуждения стала поэзия на театральной сцене.
О специфике работы поэтического театра многое рассказал Роман Сорокин, драматург, актёр Московского театра поэтов: «Одна из главных проблем, с которой сталкивается театр при работе с поэзией, – отсутствие драматургии. Поэзия – это в первую очередь образ, метафора, а театр – действие. В этом главный вопрос: как их совместить, не утратив при этом ни поэтическое, ни театральное начало».
Раньше театр действительно был тесно связан с поэзией – всё начиналось с гекзаметра, придуманного греками для эпических произведений. Нельзя не вспомнить и Шекспира, и Мольера, произведения которых в умах людей тесно связаны с театром.
«Как правило, лучшие драматурги – выходцы из театра, которые понимают эту кухню», – заявил Роман Сорокин. Поэт рассказал несколько историй из личного опыта, чтобы проиллюстрировать, насколько порой писатели не понимают тонкостей театрального дела и насколько при этом важен режиссёр. В руках режиссёра находится будущее написанной пьесы, и благодаря его правкам и замечаниям многое впоследствии в самом тексте приходится менять. Получается, что написанная для театра пьеса может претерпевать ещё много изменений, поскольку именно когда актёры начнут произносить текст со сцены, станет окончательно понятно, что необходимо добавить или убрать.
Арина Чеканова, актриса Московского театра поэтов, рассказала о связи поэзии и музыки: «В Литературном институте нам говорили, что у каждого поэта – своя музыка души, свои вибрации. И в произведениях он невольно делится ими со слушателем». Также актриса рассказала о собственном опыте работы с театром – некоторые из её стихотворений использовал в своём спектакле Константин Хабенский.
Чеканова и Сорокин прочитали несколько своих стихотворений, чтобы наглядно продемонстрировать, как выглядит поэзия, написанная для театра. Такие стихотворения (зонги) вне постановки зачастую звучат «голо» и непонятно. В этом их специфика – они обретают шарм именно на сцене театра, внутри определённых обстоятельств.
Однако, по мнению Романа, избыток стихотворений в постановке портит её. Он, как драматург, считает, что наиболее выигрышно будет смотреться всего одно стихотворение, органично вписанное в драматургию. Чрезмерное количество стихотворений в пьесе лишь усложнит её восприятие зрителем.
«Театр – это синтез искусств. Но любой театр опирается на литературное произведение. Даже в балете есть либретто – литературное описание сцены. И очень важна связь с музыкальной составляющей – чего стоят одни только бродвейские мюзиклы», – поделился Антон Аносов, поэт и драматург. Актёр Дмитрий Ерохин также прочёл несколько стихотворений и рассказал о своей работе в театре.
Олеся Маркина, Высшая школа печати и медиаиндустрии