Его удивительно долгая и едва ли не до последнего дня творческая жизнь – совершенно невероятная. И предельно цельная. Уже в 1950 м, когда Игорю было 24 года, он стал участвовать в разработке подводных лодок. Сначала в СКБ-143, которое впоследствии объединилось с ЦПБ «Волна», образовав КБ «Малахит». В 1953 м Спасский перешёл в ЦКБ-18, которое стало потом ЦКБ «Рубин». С этой фирмой он прошёл потрясающий путь конструктора и яркой личности, двух лет не дожив до своего столетия.
Как генеральный конструктор, Спасский был разработчиком практически всех подлодок бюро «Рубин». Например, это атомные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 667БДР «Кальмар» («Оренбург» из их ряда до сих пор на службе в ВМФ). Ещё совершеннее стали лодки проекта 667БДРМ, оснащённые баллистическими ракетами Р-29РМ, а позже ракетами Р-29РМУ2 «Синева», Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Особое место занимают тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула». На вооружении каждой было по 20 баллистических ракет Р-39 (РСМ-52). «Акулы» по сей день можно считать самыми крупными в мире: водоизмещение – 48 000 т, длина – 172,8 м, ширина – 23,3 м. Они служили достойно, три лодки были утилизированы, а три выведены из состава флота, находятся в Северодвинске. Под руководством Игоря Спасского были разработаны атомные подводные лодки проекта 949 «Гранит» – с крылатыми ракетами П-700 «Гранит». Они стали первыми советскими подводными лодками 3 го поколения, для их строительства возвели специальный комплекс, включающий новый эллинг и плавучий док.
949 е шли на смену подлодкам проектов 659 и 675 и в соответствии с техническим заданием превосходили их по главным параметрам – могли запускать ракеты из надводного и подводного положения, были намного тише при более высокой скорости хода. К тому же несли втрое больший боезапас, включая ракеты с кардинально улучшенными боевыми возможностями. 949 й проект – вершина на пути создания узкоспециализированных подводных лодок – «убийц авианосцев». На «Рубине» обрели жизнь ракетные подводные крейсеры 4 го поколения проектов 955 и 955А типа «Борей», которые несут по 16 ракет Р-30 «Булава». Лодки этого поколения по уровню бесшумности превосходят американские АПЛ. Общий вывод прост: созданные под руководством И. Спасского субмарины составляли и составляют ядро советского и российского флота.
Почему так? Да потому, что благодаря редчайшему интеллекту, знаниям и увлечённости он вырос в учёного уровня Сергея Королёва, только не небесного, а подводного. В 1973 м Спасский защитил диссертацию кандидата технических наук, в 1978 м – докторскую, в 1984 м его избрали членом-корреспондентом АН СССР по специальности «механика и процессы управления», в 1987 м он стал академиком АН СССР.
Любой, кто не только знал его лично, но хотя бы видел фотографии и документальные ленты, сразу понимал: Спасский – многогранная личность. Он был народным депутатом СССР, не раз избирался депутатом и членом исполкома Ленинградского горсовета, работал в комиссии по культуре. Игорь Дмитриевич хорошо знал историю искусств России, поддерживал добрые отношения с поэтами и пи-сателями, художниками, композиторами. В ходе разговора на, казалось бы, чисто техническую тему (при его таланте ритора и красноречии) Спасский мог к месту привести четверостишие из того или иного поэта, сослаться на картину живописца. Рядом с ЦКБ при нём появился превосходный физкультурно-оздоровительный центр, а позднее вырос современнейший гостиничный комплекс «Нептун», где не стыдно принять делегацию любого уровня. ЦКБ «Рубин» одним из первых, ещё в советские времена, освоило военно-техническое сотрудничество с зарубежными коллегами. В годы перестройки и позднее это стало его козырем. Видимо, недаром мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак называл Спасского героем капиталистического труда.
Уж что точно, так это его принадлежность к разряду подлинных «людей мира», а не таких, которые сами себя так именуют. Например, он был главным конструктором морской части проекта «Морской старт» – это плавучий космодром на базе нефтяной платформы. Поскольку он располагался в экваториальной части Тихого океана, где оптимальны условия для запуска ракет-носителей (из-за максимально эффективного использования инерции вращения Земли), запуски с него намного дешевле, чем с других широт Земли. И ко всему прочему Спасский был щедр. Часть получаемых средств ЦКБ МТ выделял на благотворительные цели: реконструкцию Николо-Богоявленского собора в Санкт-Петербурге и церкви Иоанна Предтечи в Старой Ладоге, постройку монумента к 300 летию русского флота, празднование столетия Русского музея и многое другое. За филантропическую деятельность РПЦ наградила его орденом Святого благовер¬ного князя Даниила Московского. Под руководством учёного шло воссоздание музея-квартиры А.С. Пушкина и «Литературного кафе», велась реконструкция исторического здания в центре города и создание на его основе бизнес-центра «Атриум на Невском, 25».
В 2007 м Спасский отошёл от управления «Рубином», став его научным руководителем. На общественных началах был членом Комиссии при Президенте России по Госпремиям в области науки и техники, научным руководителем пятитомника «История отечественного судостроения». Он автор и соавтор книг «Пять красок времени», «Курск» после 12 августа 2000 года», «История отечественного судостроения» в 5 томах, научно-исторического справочника «Подводные лодки России».
В заключение один эпизод. Как помнят многие, 12 августа 2000 года на учениях Северного флота затонула подлодка «Курск», разработанная в ЦКБ «Рубин». Потом выяснилось: на борту в торпедном аппарате № 4 произошёл взрыв и привёл к детонации. Большая часть экипажа погибла сразу, но некоторые моряки прожили несколько дней в девятом, кормовом, отсеке.
Подъём «Курска» из глубин стал первым в истории с атомной подводной лодкой. Спасский консультировал операцию, и некоторые журналисты утверждали, что именно он несёт ответственность за неэффективные действия военных спасателей в первые дни после взрыва. Пресса обвиняла ЦКБ «Рубин» и в недостатках конструкции, приведших к трагедии. Обвинять всегда легче, чем разбираться глубже. В открытом письме «Новой газете» вице-президент компании Александр Завалишин и генеральный конструктор атомных подлодок Игорь Баранов ответили, что ни один корабль не может выдержать одновременной детонации нескольких торпед, и «Курск» не был исключением. Учёные обратили внимание: более чем три четверти российских атомных подлодок спроектировано «Рубином», и если взять процентное соотношение, оно не отражает их особую аварийность. Следователи, разбиравшие катастрофу «Курска», заявили, что автоматическая система глушения ядерного реактора сработала своевременно и спасла Баренцево море от ядерного заражения. Когда было объявлено о планах подъёма подлодки с грунта, поступило более 500 предложений. Правительство одобрило план «Рубина». Разрушенную и целую части подлодки разделили, после чего целую часть подняли на поверхность и отбуксировали на верфь в Росляково (посёлок вблизи Североморска). Спасский контролировал работы по резке и поднятию лодки, буксированием и докованием занималась другая команда.
Но, конечно же, Спасский вошёл в историю своими потрясающими достижениями, которых великое множество. А подлодки, как и корабли, самолёты, всякая даже самая надёжная техника, подвержены риску.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Игорь Дмитриевич Спасский родился 2 августа 1926 года в Богородске (ныне Ногинск) Московской губернии в семье служащих. Выдающийся учёный, инженер, создатель нескольких типов советских и российских субмарин, глава ЦКБ МТ «Рубин», Герой России, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, академик. В 1956 м он стал заместителем главного инженера ЦКБ МТ «Рубин», в 1968 м – главным инженером, в 1974–2007 годах был начальником ЦКБ «Рубин» (с 1983 го по 3 сентября 2024 года – генеральный конструктор). Он отмечен орденом «За заслуги перед Отечеством» II и III степеней, орденом Почёта, двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Спасский был женат на коренной ленинградке-петербурженке Людмиле Петровне. Они вырастили сына и дочь. Сын 20 лет отслужил в ВМФ. Игорь Дмитриевич ушёл из жизни 3 сентября 2024 года, похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.