Александр Кондрашов
В этих заметках не возьмусь анализировать весь новогодний телеэфир, тем более что мы это много раз делали: принципиальных различий между этими рождественскими телеканикулами и бывшими три, пять или восемнадцать лет назад не замечено. Те же лица, те же песни, впрочем, в нынешних новогодних телевизионных празднествах чаще появлялись люди в военной форме и больше было патриотических песен, правда, до возвращения в эфир знаковых фигур вроде Юлии Чичериной наши каналы ещё не дозрели.
На голубом экране по-прежнему доминировали те же «короли эстрады и золотые голоса», что и «при бабушке», которой по понятным причинам в этом году на экране не было, только голос звучал в «Иронии судьбы», а из песен, спетых ею в XXI веке, ни одной и не припомню. Вместо Аллы Борисовны с хитами более чем двадцатилетней давности неожиданно мощно в телеэфир вернулась Надежда Никитична. Кадышева. Её простонародная «Окаянная любовь» сегодня оказалась востребована молодёжью так, как ни одна песня примадонны. Первый канал вечером 1 января показал концерт Кадышевой, где народной певице мешал, энергично поддакивая, её муж Александр Костюк (имеет право, всё-таки он автор всех самых популярных песен Надежды Кадышевой и отец подпевавшего ей сына). Относиться к творчеству «Золотого кольца» можно по-разному, но рейтинги телеконцерта, говорят, были заоблачные.
Звёзды, взошедшие много лет назад, побеждают нынешних, как советские фильмы легко кладут на лопатки все современные блокбастеры. В каникулы пересмотрел на ОТР «Войну и мир» Сергея Бондарчука и был потрясён князем Андреем в бесподобном исполнении Вячеслава Тихонова: удивительно, как актёр, выросший в рабочем посёлке, смог воссоздать благородство и мужество, страсть и выдержку, гордость и великодушие русского аристократа. В фильмографии народного артиста всё затмил Штирлиц, но были и другие подлинные шедевры, и забывать их нельзя... Попутно заметим, что теперь не перечитывают классику, открывая для себя что-то новое, теперь открывают, пересматривая экранизации.
Да, телевидение становится всё более возрастным, пенсионерским. Молодёжь угорает в телефонах, к тому же на нынешних «умных» телеэкранах во время праздничного застолья можно смотреть не только федеральные телеканалы, но и любой сетевой контент, что всё чаще и делается.
И вот что ещё хочется отметить. На «России 1» появилась, наконец, народная передача. Точнее, так до неузнаваемости преобразилась родившаяся в 2017‑м развлекательная программа «Привет, Андрей!» У неё был примерно тот же формат, что сейчас у первоканальной программы «Сегодня вечером», но если раньше к Андрею Малахову приглашали только звёзд и зрителей принуждали радоваться тому, как они хорошо живут (преимущественно за границей), то теперь в программу хлынул народ – наш, обыкновенный, русский, многонациональный. С песнями, которые нравятся ему, а не высокоумным продюсерам во главе со ставшим похожим на Великого инквизитора Юрием Аксютой. И действительно, малаховская передача похожа на памятные с детства посиделки с родственниками и друзьями родителей, приехавшими из разных уголков нашей страны на семейный праздник. Когда один дядя брал в руки трофейный аккордеон, другие дяди и тёти доставали песенники и затягивали: «Вот кто-то с горочки спустился...»
В этой передаче не склочничают, не матерятся и не дерутся, как раньше у того же Малахова в «Пусть говорят»: сюда приходят с добром, с открытым сердцем, рассказывают интересные истории, поют любимые песни. Ну и звёзды, конечно, тоже заглядывают, но без понтов – оставив свои короны в гримёрной. Не совсем на месте в передаче, пожалуй, только сам ведущий, хоть он родом из провинции, но с песнями под гармошку что-то не очень монтируется – годы в шоу-бизнесе, в течение которых в чём только не приходилось участвовать, видимо, сказываются.
Тягой к истокам, к своему, родному объясняется и крен отечественного кинематографа в сторону русских народных и просто добрых сказок, заполонивших новогодний экран, но о них мы поговорим как-нибудь в другой раз.
С Новым годом!