На днях два больших региональных чиновника отличились. Один, как бы поделикатнее сказать, прочистил нос и вытер руку о куртку нижестоящей по званию дамы. Происходило это, когда за спинами участников оперативного совещания полыхал лесной пожар. Оправдания свиты были невнятными: что-то про «отгонял мошек», хотя такие «отмазки» ничего, кроме раздражения, не вызывают. Скорее всего, действовал босс на автомате, пятерню вытер машинально об то, что под руку попалось. Гуманизм, культура поведения – эти понятия в тот момент почему-то отказали. Смешно слушать, что нижестоящая «не обиделась».
Второй чиновник-регионал прикоснулся к теме не менее глобальной, чем прочистка верхних дыхательных путей. Пойдя на поводу у местных коммунистов, одобрил установку памятника И. Сталину, который отбывал ссылку в этом славном регионе в начале прошлого века. Как водится в последнее время, чиновник отметил неоднозначный характер личности увековечиваемого, его роль в великих свершениях страны, прежде всего в достижении Победы в 1945 м. Правда, говоря о неоднозначности, чиновники и иные рьяные сталинисты не любят объяснять суть этой самой неоднозначности. То ли историю плохо учили, то ли не хотят со сталинистами ссориться, число коих, согласно соцопросам, неуклонно растёт.
А вот президент умеет говорить правду о нашей общей истории, какой бы горькой она ни была. Объясняя своё отношение к Сталину американскому кинорежиссёру Оливеру Стоуну, Владимир Путин отметил, что мы не должны забывать все ужасы сталинизма, связанные с концлагерями и уничтожением миллионов соотечественников. Да и говоря о Великой Победе, президент всегда подчёркивает именно роль советского многонационального народа как творца этой Победы, а не отдельно взятой личности.
Кстати, в стране, потерявшей миллионы безвинных, уже более 100 памятников тому, кто развязал войну с собственным народом. Коротка память общества, которое несколько десятилетий назад ужасалось трагедиям, открывшимся нам на страницах книг Шаламова, Солженицына, Гроссмана, Гинзбург? Соглашусь. Но в большей степени засилье бронзовых усачей – тоска населения по твёрдой руке, протест против нынешнего чиновничьего беспредела, коррупции, игнорирования нужд простых смертных, о которых нередко не только руки, но и ноги вытирают. Примеров тому в нашей прессе, в соцсетях – не счесть. Вот и множатся мифы о скромном, суровом, но справедливом вожде, который днями и ночами печётся о своём народе. При этом забывается о ГУЛАГе, рабском труде, жестокой цензуре, железном занавесе, доносах, массовых расстрелах и других «прелестях» тоталитаризма.
Не все разделяют тоску по тем кровавым и героическим временам. Инициирование памятников неоднозначному Сталину – это ещё и клин в наше общество, которое, конечно, демонстрирует сплочённость перед лицом коварного Запада, но мыслит всё же по-разному. Зачем высокому чиновнику своими одами кумиру настраивать одну часть общества против другой? Противоречий, сложностей и так хватает. Идти на поводу определённых настроений, плыть по течению – опасно. Значительная часть общества, как известно, за смертную казнь. Так что же, вернёмся к практике массовых расстрелов? Кто-то призывает закрыть границы для мигрантов, видя в каждом из них исчадие ада. А кто тогда дефицит на рынке восполнит?
Начал я с пожара, вернусь к нему. Точнее, к некогда знаменитой повести Валентина Распутина «Пожар». Появилась она накануне слома эпох и стала тревожным предупреждением всем нам: «Одно дело – беспорядок вокруг, и совсем другое – беспорядок внутри тебя», «Чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много надо – чтобы не понимать», «И нет ничего проще, как заблудиться в себе».
Это всё и про нас сегодняшних. Найдём выход?