Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 июня 2023 г.
Общество

Красота и Отечество

21 июня 2023
Фото, присланное автору из серой зоны

Мне довелось побывать на спектакле Эдуарда Боякова «Лубянский гримёр» по пьесе Н. Лескова, и там я услышала слова, что всё никак не отпускают меня и, наверное, уже не отпустят до смерти, – ведь они про самую суть творца в непростую эпоху перемен, в военные времена, в период спецоперации, которая затянется бог знает насколько во всех смыслах.

Вот как это было: граф, сибарит и властолюбец, спрашивает насмешливо возжелавшего воли, то есть провинившегося, своего крепостного гримёра Аркадия, которого собрался казнить:

– Ну и за что же ты умираешь?

– За красоту и Отечество, – твёрдо отвечает Аркадий.

И камнями падают эти слова в моё сердце.

Эти два смысла – на самом деле единый смысл, ибо красота и Отечество – это душа и дух русского народа. Есть ещё Господь, но он подразумевается, Он – то, что объединяет эти два понятия. Красота и Отечество – не два полюса, но неразрывно связанные понятия, одно перетекает в другое, и одно дополняет другое.

Мне как-то довелось быть на неформальном ужине, где были поэты Влад Маленко и Дмитрий Воденников. Поэзия Влада ближе к трубам и эпосу, поэзия Дмитрия – к обезумевшей виолончели Ростроповича. Влад тогда поднял бокал за Дмитрия и сказал – не помню точно, как это звучало, но смысл был в том, что Россия стоит не только на военной лирике, но и на цветах, о которых, например, пишет Дмитрий. Понимаете? Всё важно: и длинноствольные пушки «Малки», и красные маки, что цветут вокруг них. Один разведчик спецназа, возвращаясь с боевого выхода, неизменно присылает мне фотографии цветов, которые цветут в серой зоне. «А на нейтральной полосе цветы необычайной красоты...» Он пишет: жалко рвать, это единственное красивое, что тут есть.

Так вот, это неразделимо – красота и Отечество. Может, в этом и есть феномен подъёма патриотического искусства именно сейчас, когда дух народа наконец проснулся по-настоящему. Нужны победы – и нужна красота. И перо приравняли к штыку. Да, и пресловутая популярность Z-поэзии тоже укладывается в формулу «красота и Отечество».

В той же постановке Боякова граф так поражён, что заменяет казнь отправкой в солдаты. Аркадий проявляет себя героем – красота и Отечество, красота и Отечество. И вот когда Аркадий, уже герой, офицер, пожалованный в дворянское звание, гибнет, кто-то задаёт вопрос: «Так кого же хоронили? Офицера или художника?»

Много говорят о том, что нужна милитаризация общества в тылу. Нет. В тылу обществу нужно искусство. Настоящее искусство, такое, чтобы пронимало, чтобы оживала душа, чтобы невозможно было жить вполсердца, – так действует настоящее искусство. Мы очень долго были этого лишены. Много лет мы жили на суррогате, на медийном продукте. Вот и сейчас кто-то судит и рядит, мол, деятели искусств должны высказываться неким определённым образом, а если нет – надобно им дорогу закрывать. Ничего этого не нужно, всё излишне. Всё, что нам нужно, – красота и Отечество. В этом плане художественное высказывание Эдуарда Боякова безупречно.

Потому что настоящая красота – она всегда ведёт к Отечеству, не может быть иначе.

Обсудить в группе Telegram

Анна Долгарева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Трудные роды

    14.05.2025
  • Утопленное оружие

    12.05.2025
  • Кровь для Победы

    10.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS