С начала этого года музей принимает у себя в гостях уникальную Восточную коллекцию русских царей из Московского Кремля. Выставка проходит под патронатом Министерства культуры РФ. На данный момент искусствоведы подытоживают событие – выставка близится к завершению. И это – уже не первый совместный проект. В 2010 году Музей Гюльбенкяна участвовал в грандиозном проекте музея-заповедника «Московский Кремль» и авторитетнейших галерей и частных коллекций Франции, США, Японии и Дании, представивших работы французского ювелира стиля art nouveau Рене Лалика, произведения которого Музей Гюльбенкяна имеет в своей коллекции. А теперь, как говорится, ответный визит Кремля…
Шестопёр парадный. Подарен царю Алексею Михайловичу константинопольским купцом Дмитрием Астафьевым в 1655 г. Турция, Стамбул, середина XVII в. Золото, дерево, ткань золотная, альмандин, изумруды, рубины.
Резьба, чеканка, эмаль.
|
Образцы из Восточной коллекции русских царей, представленные в Лиссабоне, – бесспорное доказательство глубоких историко-культурных связей России с народами и государствами Востока. Бережно сохраняемая на территории Московского Кремля в течение нескольких столетий, эта коллекция является примером дружественных связей наших предков, принадлежащих к различным вероисповеданиям и национальным традициям. Большая ценность этой коллекции состоит именно в том, что практически все экспонаты точно датированы, они дают исчерпывающее представление о самых значительных этапах в истории искусства Ирана и Турции. По словам представителя Фонда Гюльбенкяна, это «редчайшие образцы, ведь дарители стремились представить русским царям самое лучшее и совершенное…»
Великолепный образец иранского оружейного дела, широко представленного на выставке, – щит князя Мстиславского. Он был одной из главных частей так называемого «Большого наряда» – комплекта парадного и церемониального оружия царя-военачальника. А узорное ткачество Ирана XVI–XVII веков рифмуется с экспонатами принимающей стороны: у Гюльбенкяна собрана большая коллекция персидских ковров. Живой интерес у посетителей выставки вызывает покровец – завеса с вытканным изображением герба Венецианской республики. Памятники турецкого искусства представлены ювелирными изделиями, хрустальными и нефритовыми сосудами, образцами парадного конского убранства и оружия.
За весь период (а это более трёх месяцев) выставку посетили 35 000 человек. Огромное количество туристов, здесь встречаются люди самых разных национальностей. У входа в залы, где представлена Восточная коллекция русских царей, постоянно толпится очередь. Португальцы – очень спокойный и медлительный народ, осматривают всё обстоятельно, без спешки, тем более что атмосфера музея к этому, безусловно, располагает: он находится в уютном уголке природного парка, окружённый экзотическими растениями и прудами…
ЛИССАБОН–МОСКВА