Министерство финансов Соединённых Штатов обнародовало новый санкционный список в рамках реализации закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций», принятого летом 2017 года.
О том, что в него войдут видные российские чиновники и бизнесмены, было известно загодя – «утечки» породили слухи и тревожные комментарии экспертов. Однако реальный список из 210 фамилий, что называется, превзошёл все ожидания. Неслучайно, оценивая новость по горячим следам, сенатор Константин Косачёв назвал его «телефонным справочником Кремля». Удивились не только в России, но и в США: бывший американский посол Майкл Макфол заявил, например, что не может понять логику «кремлёвского доклада». И действительно в него вошли скопом и бизнесмены с репутацией «пострадавших от кровавого режима», и те крупные предприниматели, кого считают лояльными к власти. С чиновниками та же история – представители «либерального» и «патриотического» флангов соседствуют в списке, перечисляющем опасных для США персон.
Внешняя непроизвольность, тотальность документа стала важной его приметой. Трудно понять методологию создания списка и по другой причине – выяснилось, что в «кремлёвском докладе» существуют ещё и секретные разделы, а значит, там может быть упомянут вообще кто угодно. Например, Родченков и Навальный – почему бы и нет, постмодернистская природа современной политической культуры Америки способна проявить себя самым причудливым образом. Так что попытки проанализировать документ «от обратного», прикидывая, кто туда не вошёл, тоже не приведут к пониманию.
Суть этой акции американских властей видится в том, что обнародованный список, как это ни странно, не является санкционным. Упомянутые в «кремлёвском докладе» персоны никак не ограничиваются в правах. Пока. Это просто сигнал элитам, что нужно определяться. Жить «на два дома» больше не получится, придётся выбирать между женой и любовницей.
Что касается народа, то жизнь «в осаждённой крепости» для него привычное состояние, да и после списков отстранённых от Олимпиады российских спортсменов, ему настроение уже ничем не испортишь.