Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 июня 2025 г.
  4. № 23 (6987) (11.06.2025)
Литература Проза Литературный резерв

Критик

Рассказ

13 июня 2025

Евгений Орехов

Родился в 1990 году. Участник Совещания молодых литераторов СПР Московской области и ЦФО «Посадский экспресс – 2025» (семинар драматургии), II съезда СМЛ СПР в Калуге (2025 г., семинар прозы). Пятнадцать лет проживал в Сибири (г. Нижневартовск, ХМАО – Югра). В 2007 году поступил на юридический факультет колледжа Международного юридического института в Москве, окончил этот институт по специальности «юриспруденция» (бакалавриат). С 2009 по 2010 год параллельно с обучением юридической специальности поступил в «Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» (специальность «актёр кино и телевидения»). В 2011–2012 годах обучался на подготовительных актёрских курсах в Школе-студии МХАТ и РАТИ (ГИТИС). В 2014 году опубликовал свою первую книгу: «Плачь, Алиса; Lady Freedom». Живёт в Люберцах.

* * *

Он пришёл домой поздним вечером после презентации романа. Бросил сумку на пол, разделся. Хотел было отпихнуть ногой кошку, которая ластилась и мяукала, прося накормить её, но не стал.

Сразу сел за компьютер. Ему нужно было написать рецензию на рассказ и отправить её.

Он знал автора. Видел её на литературном семинаре. Восемнадцатилетняя девчонка, не особенно симпатичная, полноватая, одевалась скромно, неразговорчивая, руки постоянно держала скрещёнными на груди, взгляд потупленный, блуждающий, не могла смотреть на кого-то прямо больше пяти секунд.

Он знал, как с ней теперь поступит. Начал писать:

«Кот с душой человека». Само название совершенно неказистое, не обещающее ничего интересного. Как, собственно, и оказалось.

«Бесшумно приблизившись, Я ринулся на него. Минуту спустя Я держал в зубах его безжизненное тельце. От голода сводило живот, кружилась голова. Я мог бы съесть его сразу, но голоден был не Я один, поэтому Я отнёс воробья Хозяйке» – кто-нибудь, подарите ребёнку словарь синонимов. Если она не может придумать, как заменить местоимение, то дальше читать страшно.

«Вскоре тревога начала мелькать на их лицах, а в разговорах постоянно стали слышаться слова «война», «немцы», «фашисты». Хозяин, строгий и жёсткий мужчина, собрав вещи в небольшой мешок, собрался уходить воевать» – нет! Нет! Пожалуйста, не надо! Только не очередная бездарность, которая решила, что, если она приплетёт в свою писанину Великую Отечественную войну, ей везде откроют дорогу! Я даже молчу про штампы и новые повторы в одном этом куске.

«Вскоре над домами стали летать огромные железные птицы – самолёты» – откуда этот кот знает, что такое самолёты? И как мог быть уверен в том, что их делают из железа? Хотя вообще-то из алюминия. Автор, учи матчасть и коту своему это накажи!

«Тогда в нас полетели камни. Один попал мне в спину. От боли потемнело в глазах, но я успел запрыгнуть на свой балкон. Мурке повезло меньше – камень попал ей в голову, она упала. Двое мужчин с жадностью схватили её и унесли. Я ничего не МОГ сделать: от боли в спине я не МОГ подняться на лапы» – снова разлад. Либо в кота попали камнем, он не мог пошевелить лапами, следовательно, запрыгнуть на балкон у него не вышло и его тоже сожрали, либо по нему промахнулись. Теперь до кучи подъехали ещё и проблемы с логикой. Опять же – повторы и штампы налицо.

«Хозяйка решила, что выпускать меня на улицу опасно, и начала сыпать хлебные крошки на балкон, чтобы я ловил птиц и мышей там» – прощается ли восемнадцатилетней девочке незнание того, что в голодное время люди съедают и крошки, а воробьи сами порой залетают в дома из интереса? Голосую против – не прощается. В литературе нет места таким ошибкам. Тем более для людей, которые решились покуситься на тему войны 1941–1945 годов.

«…Наблюдал за нами ИЗ угла» – да, вот прямо из самого угла. Один глаз с одной стороны угла, второй – с другой. Ох, когда это уже кончится?!

«С диким криком и шипением я бросился на крысу, когда она была уже рядом с кроваткой. Мы вцепились друг в друга зубами и когтями, пытаясь нанести решающий смертельный удар… За секунду до смерти крыса вцепилась острыми, как бритва, зубами мне в горло» – слишком много словоблудия в напряжённой схватке. Из-за этого сцена выглядит совсем не напряжённой. Наверное, это у автора такой новаторский художественный приём. Два пальца вниз за фантазию.

«Мой рот сразу наполнился чем-то горячим и солёным» – чем-то?! Серьёзно?! Кот, который ловил крыс и воробьёв, сразу не отличит вкус крови?! Он что – аутист?!

«Щека была мокрая и солёная, как и кровь у меня во рту» – а, вот теперь он вспомнил, что такое кровь. Гениально!

«К утру я ушёл на радугу» – а кот-то, однако, ирландец. Или, может, речь тут о Вальхалле, чтобы уж совсем зашкалил уровень пафоса?!

«Хозяин, я выполнил своё слово» – выполнить можно обещание, а слово держат (сдерживают). Я напишу докладную на учителя русского языка, который обучал автора.

«Над ямкой она поставила наспех сколоченную из двух досок табличку с именем Василий» – а оформлять сделанную надпись в кавычки кто же будет? Я?

«Знаешь, иногда и у котов бывает душа человека» – финальная фраза, закольцованная с названием? Хм – где-то я такое уже видел... Ах, да – везде!

Слава богу, эта пытка закончилась. Что могу сказать? Решительно ничего хорошего. Наивная малолетняя девочка решила поиграть в литературу, а лучше бы продолжала забавляться с куклами. Хотя и последним я не завидую.

Весь остаток дня моё лицо будет перекошено от всего того сиропа, что мне тут налили в попытке то ли умилить, то ли выдавить слезу.

Сам рассказ прост, как три копейки. Элементарная игра на чувствах читателя к животным и уж совершенно неприкрытая попытка выехать на теме Великой Отечественной войны. Деточка – то, что ты приплела в свой рассказ войну, ещё совершенно не делает его гениальным. А если ты считаешь иначе, то элементарно позоришь память тех людей, которые страдали и умирали в те годы.

Работа откровенно слабая, если не сказать – ленивая.

Помимо всего вышеперечисленного, оформлена она на соответствующе низком уровне. Чего стоят одни только отступы в началах абзацев и двойные пробелы. В прочие проблемы текста даже вдаваться не хочется.

Уж не знаю, была ли здесь замашка на искусство. Пока не наблюдаю даже сколько-нибудь сносной попытки».

Он открыл электронную почту и ввёл e-mail организаторов конкурса в поле адресата.

Собрался прикрепить к электронному письму отзыв, но ему на колени запрыгнула кошка и начала ластиться и мурчать.

– Что? – сказал он ей. Потом взял кошку и спустил на пол.

Она повернулась к нему и мяукнула.

– А мне каково?!

Кошка муркнула дважды в разных тонах.

– Ещё скажи, что я не знаю, как это делается. Видишь стену?! Видишь?!

Он указал пальцем на стену, где висели грамоты и дипломы разных литературных семинаров и фестивалей, где он принимал участие в качестве критика. У стены стоял шкаф с медалями и двумя призовыми статуэтками.

– Пять лет! Пять лет работы над романом! А они... А-а, какого чёрта... – говорил он уже себе под нос, набирая текст электронного письма.

Кошка снова запрыгнула к нему на колени, в этот раз сразу легла на них.

Он смотрел на неё недолго. Кошка мурлыкала и царапала его когтями в попытке погладить. Он снова открыл файл с текстом рассказа и просто смотрел на него, не читая. Потом глянул на стену с наградами. Так и переключался с одного на другое.

Затем глубоко вдохнул, долго выдыхал, переходя при этом на гортанное рычание, потом создал новый файл на компьютере и принялся писать другую рецензию.

«По названию – лучше бы придумать что-то пооригинальнее. Хотя в целом – текущее тоже неплохо.

С котами – это нечестный приём. Всё равно что допустить к участию в конкурсе наравне со взрослыми десятилетнего ребёнка. Понятно, что именно ему будет отдано предпочтение.

«...Я ринулся на него. Минуту спустя Я держал в зубах его безжизненное тельце. От голода сводило живот, кружилась голова. Я мог бы съесть его сразу, но голоден был не Я один, поэтому Я отнёс» – очень много повторов «Я». Но, вероятно, это художественный ход. Коты ведь по натуре эгоцентрики. Но тем не менее.

«Она ласково провела рукой по моей спине и сказала: «Спасибо, Василёк». Пойманного воробья хватило на скудный бульон, который женщина разделила поровну» – о, неплохой поворот. Значит, оба находятся в экстремальных условиях. Интересно – в каких именно и что дальше?

Как выяснилось, речь о войне 1941–1945 годов. Мне всё же кажется, что тема уже довольно затёртая. Можно ведь придумать и что-то иное. К примеру, глобальный экономический кризис, всеобщая анархия, из-за которой мать с ребёнком и котом уезжают в глубинку и селятся в единственном оставшемся доме деревни.

«Вскоре над домами стали летать огромные железные птицы – самолёты» – вряд ли кот знает, что эти птицы называются самолётами или что самолёты сделаны из металла. Можно было просто назвать их огромными блестящими птицами.

«Она спускалась в подвал с детёнышем в одной руке и мною – в другой. Начался голод. Еды не хватало. Людей в подвале становилось с каждым днём всё меньше» – судя по описанию, речь не про частный дом с подвалом, а про общее убежище. Насколько мне известно – животных в такие не пускали. Хотя это, вероятно, уже совсем придирки. Ну, или можно списать на исключение.

«Мурке повезло меньше – камень попал ей в голову, она упала. Двое мужчин с жадностью схватили её и унесли» – проняла жалость на этом моменте. Говорил же – приём с котами нечестный.

«Я ничего не МОГ сделать: от боли в спине я не МОГ подняться на лапы» – повтор «МОГ». И как тогда у кота получилось запрыгнуть аж на балкон? Может, камень прилетел как раз, когда кот был в прыжке? Хотя, если так и было, то почему у него не сбилась траектория прыжка? Тогда это стоит уточнить или же переделать отрывок. Например, камень попал в кота уже тогда, когда он только-только запрыгнул на балкон.

«...Наблюдал за нами ИЗ угла» – всё же из-ЗА угла.

«Мой рот сразу наполнился чем-то горячим и солёным... Щека была мокрая и солёная, как и кровь у меня во рту» – странновато выходит. То он рассуждает так, словно не знает вкус крови и что это такое вообще, то потом он вдруг знает. Выходит небольшой диссонанс.

«К утру я ушёл на радугу» – интересно, почему автор выбрала именно радугу? Кот из рассказа – ирландец?

«А разве котов хоронят?» – да ещё как хоронят! Это же друг!

«Знаешь, иногда и у котов бывает душа человека» – сентиментальная закольцовка последней фразы и названия.

Рассказ получился очень хороший. Короткий, простой, ёмкий и самое главное – добрый. Хоть и про войну, но без пафоса, как часто поступают с этой темой. Язык понятный, слог приятный. Автор умеет доносить свою мысль и рисовать картинку словами».

Он закрыл файл со второй рецензией, снова открыл электронную почту и пять минут смотрел на неотправленное письмо.

Из его глаза выкатилась слеза. Он стёр её с лица пальцем, а палец обтёр о штаны. Затем загрузил в письмо файл со второй рецензией.

– Неудачник, – сказал он, потом нажал кнопку «Отправить письмо».

Тэги: Рассказ
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Маленький принц

    04.06.2025
  • Пропустивший поезд

    17.05.2025
  • Элевсин

    13.04.2025
  • Будто первый день

    23.12.2023
  • Унты

    19.11.2023
  • Чипполино и ребята

    52 голосов
  • Развалка

    49 голосов
  • Как Гриша эмигрировал в Канаду

    48 голосов
  • Почему нельзя стрелять голубей

    39 голосов
  • Скрипка

    34 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS