Мне близок социальный пафос фильма «Игрушка» и публицистов, взыскующих справедливости и оплакивающих кинематограф, который когда-то отстаивал права «маленьких людей в неправедно устроенном государстве». Да, в мире очень много несправедливости, но телевидение и кинематограф всё же говорят ту самую правду, которая так неудобна «олигархам» вроде мсье Рамбаля из «Игрушки». Не всегда громко, но всё же… И правда эта неприятна также так называемому простому народу с его смирением, переходящим в равнодушие и апатию, когда унылое брюзжание замещает борьбу за свои права.
И делаются фильмы и сериалы, «говорящие правду». И у нас, и за рубежом. И в этом жанре, отстаивающем интересы «униженных и оскорблённых», как ни странно, лидером является американский кинематограф. Да, в Голливуде доминирует развлекательно-отвлекающий мейнстрим, но есть и замечательные ленты, нещадно критикующие финансовые и политические власти США.
В фильмах «Афера по-американски», «Игра на понижение», «Волк с Уолл-стрит», «Опасная игра Слоун» и других, о которых «ЛГ» писала, бесстрашно выводят на чистую воду разного рода мсье Рамбалей. В замечательной «Власти», изобличающей бывшего вице-президента США Дика Чейни, есть мощный образ-противопоставление. По мере развития карьеры «олигарха» Чейни отмечаются этапы жизни обыкновенного, «простого» американца. В финале его сбивает машина, и сердце именно этого «маленького человека» пересаживают Дику Чейни. Мало того что герой фильма менее всего думал об интересах работяг, он ещё и сердце одного из них присвоил.
Интересы «маленького человека» упорно отстаивает оскароносная героиня ленты «Три билборда на границе Эббинга». Пафосом борьбы с несправедливостью брызжет и венецианский лауреат «Джокер», герой которого безжалостно расправляется и с «олигархом», и с символом развлекательного ТВ. Список можно было бы продолжить западноевропейскими и азиатскими лентами.
Да и в России созданы неплохие «Игрушки». Замечательный сериал «Домашний арест» по сценарию Максима Туханина не только беспощадно высмеивает олигархов областного масштаба, но и хлёстко проходится по «простому» народу, интеллигенции и так называемому гражданскому обществу. К сожалению, его до сих пор не показали по телевидению, но он уже больше года доступен в Сети. Не так талантлив и остроумен, но того же направления сериал «Год культуры». Абсолютно неожиданно убийственный выстрел в «наш высший свет» произвёл Константин Богомолов в сериале «Содержанки», в финале рефреном звучит «Мы все извращенцы». О противостоянии «хозяев жизни» и «бедных людей» речь ведётся не только в жанре комедии. В драме «Сквозь чёрное стекло» Константин Лопушанский сталкивает «олигарха» и слепую сиротку из приюта при монастыре, исход трагичен: большие деньги и нравственность несовместимы.
Несомненно, тема борьбы за справедливость будет востребована всегда и правда дорогу на экран найдёт.