В следующем году исполняется 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Вспоминая о нём, мы, конечно же, сразу представляем первый памятник поэту, установленный в июне 1880 года на Тверском бульваре в Москве (в ночь с 13 на 14 августа 1950 года в связи с реконструкцией Пушкинской площади переехал на улицу Горького, ныне Тверскую, и встал в начало Страстного бульвара). Первоначально таблички с именами создателей монумента скульптора А.М. Опекушина и архитектора И.С. Богомолова возле памятника не было. Она появилась в 1979 году – в год 180-летия со дня рождения поэта. Была установлена сзади памятника (фото № 1, № 2 и № 3 с видом таблички прилагаются). Скорее всего, к 200-летию со дня рождения Пушкина плита была убрана.
Много лет я билась над тем, чтобы памятнику Пушкина в Москве вернули плиту с именами авторов монумента и датой его открытия. Писала и в Мосгордуму, которая перенаправила письмо в адрес Департамента культурного наследия Москвы, много раз звонила туда. Ответ был один и, полагаю, правильный: памятнику во время реконструкции вернули изначальный вид, то есть тот, который задумали его создатели. Как вариант предлагала поставить табличку неподалёку от памятника в Пушкинском сквере, как, например, у памятника Пушкину перед Русским музеем в Петербурге (скульптор М К. Аникушин). ДКН Москвы (письмо от 24.04.2016 за подписью начальника управления территориального контроля ДКН М.В. Ожерельева прилагается) был непреклонен: поскольку это объект культурного наследия федерального значения, «…в границах территории Объекта запрещаются строительство и изменение объёмно-пространственных характеристик Объекта. В свою очередь, установка памятной таблички классифицируется как установка нового произведения монументально-декоративного искусства».
Однако через семь лет отношение департамента к памятнику кардинально изменилось.
6 июня 2023 года я пришла к памятнику в центре Москвы, чтобы почтить память Пушкина и создателя памятника поэту, своего земляка А.М. Опекушина. И вижу вкрученную в левый угол постамента мизерную табличку, совершенно не гармонирующую с изящным памятником. А как же насчёт сохранения первоначальной задумки авторов? Но и это ещё не всё. На свежеиспечённой табличке год открытия памятника: 1887. Но ведь открыт он был в 1880 году. Эта дата даже указана на задней стороне монумента. Неточность даты открытия тянется ещё с постановления Совмина РСФСР от 30 августа 1960 года, в приложении которого напротив графы «Памятник А.С. Пушкину» читаем: «Ск. А.М. Опекушин, арх. И.С. Богомолов, бронза, гранит, 1887 г.»
Шрифт текста на табличке настолько мелкий, что прочитать его можно, только имея отличное зрение или встав на колени. И сокращения: ск. (вместо скульптор), арх. (вместо архитектор). Какое неуважение к великим деятелям культуры, академикам Императорской академии художеств!!! Это ведь не энциклопедия, где сокращения приняты. Написала об этом руководителю Департамента культурного наследия Москвы А.А. Емельянову. Табличка исчезла с монумента. Остались следы от варварского её извлечения. Когда-то мечтала о табличке с именами авторов, а теперь рада, что её убрали. Оказывается, радоваться было рано.
Это стало понятно, когда наконец после повторного напоминания 21 августа 2023 года на электронную почту получила ответ на своё письмо в ДКН Москвы от 13 июня 2023 года: «В соответствии с действующим законодательством об объектах культурного наследия обязанность по установке на объекте культурного наследия Инфотаблички возложена на правообладателя объекта культурного наследия». И далее: «Правообладателем Объекта является ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО». Вспомнилась басня Крылова о сапожнике и пирожнике. По поводу неправильной даты открытия памятника Пушкину чиновники ссылались на единый реестр, в который дата была внесена на основании упоминаемого выше постановления Совмина РСФСР от 30 августа 1960 года.
Как следует из ответа, «…изменение сведений об объекте культурного наследия возможно только на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, принятие решения по которому относится к полномочиям Министерства культуры Российской Федерации». Когда в реестр будет внесена правильная дата открытия памятника Пушкину в Москве, Департаментом культурного наследия столицы «будет инициирована работа по понуждению ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО» к замене Инфотаблички». Работа по понуждению! Это ли не образец чиновничьей отписки?
Почему бы в крайнем случае не установить табличку сзади памятника, увеличив её размеры и размер текста?
С последней надеждой пишу в «ЛГ».
Ольга Давыдова, исследователь творчества скульптура А.М. Опекушина, член Союза писателей России