Сложно сказать, когда мода на параллельные вселенные захватила большие и малые экраны: то ли с блокбастеров Марвел, основная линия которых в последние годы плотно завязана именно на этом фантастическом тропе, то ли с оскаровского «Всё, везде и сразу». Так или иначе нужно констатировать – наметился, выражаясь современным сленгом, определённый тренд. Вот и новый проект AppleTV+ об этом.
Пальма первенства Netflix как главного поставщика контента становится не столь неоспоримой, как прежде. После успеха «Разделения» Бена Стиллера, о котором мы уже писали в «ЛГ», онлайн-кинотеатр Apple продолжил осваивать жанр научной фантастики. Им удалось привлечь именитого представителя направления – писателя Блейка Крауча, из-под чьего пера вышли бестселлеры «Сосны» и «Тёмная материя». Первый был не очень удачно экранизирован Шьямаланом ещё в 2015 году, а вот в случае второго он сам взялся за продюсирование, что обеспечило бережный перенос текста на экран.
В центре сюжета преподаватель физики Джейсон Дессен (Джоэл Эджертон), когда-то отказавшийся от карьеры учёного ради семейного счастья с супругой Даниэллой (Дженнифер Конноли). Однако волею судеб он оказывается в другой вселенной, где обстоятельства сложились иначе, где он не рядовой учитель физики из колледжа, а известнейший на весь мир изобретатель. Главному герою предстоит с помощью загадочного устройства – огромного чёрного куба, внутри которого содержится бесчисленное количество параллельных вселенных, – найти дорогу домой, в свою реальность. Естественно, шоу не обходится без расхожего клише всех фильмов про путешествия между мирами. Заданный ещё в первом эпизоде вопрос, не задумывался ли герой о том, что всё могло быть по-другому, является лейтмотивом всего сериала. Главный посыл сериала – нужно отбросить все «если бы да кабы» и довольствоваться тем, что имеешь. Символично, что в то время как Джейсон ищет свою вселенную, главный злодей, который, разумеется, тот самый знаменитый физик, пытается обжиться в чужой.
Сериал «Тёмная материя» не углубляется в нюансы квантовой физики и работу принципа суперпозиции, что хорошо, ведь в противном случае зритель бы совсем лишился рассудка. Сериал и без того перегружен донельзя обилием персонажей, которых ещё и играют одни и те же актёры. Громадная чёрная коробка больше сродни платяному шкафу из «Нарнии», нежели устройствам из фильмов Нолана. «Тёмная материя», несмотря на фантасмагорическую завязку, это своеобразная терапия синдрома FoMO (fear of missing out – страх упущенной возможности). Безоговорочный вердикт Крауча: эскапизм как побег от реальности – зло! Это несколько топорно подчёркивается тем, что у одного из персонажей по имени Лейтон (Дайо Окенийи) развивается зависимость от пребывания в кубе и он готов платить баснословные деньги за подобное развлечение.
«Тёмная материя» – это мелодрама о семейных невзгодах и кризисе среднего возраста, упакованная в обёртку мрачной и серьёзной фантастики. Но даже с такой претенциозной формой она смогла стать зрительским хитом благодаря приземлённому и понятному всем содержанию.