Догадываюсь, что в России немало людей, которые устали от новостей из стран Балтии. Опять снесли памятник русскому поэту, опять кого-то из россиян не пустили в страну… А на экранах часто иная картинка: чистые улицы, песчаные пляжи на Рижском взморье, спокойная жизнь. Нельзя сказать, что картинка врёт, но это лишь часть реальности. Невидимые миру слёзы – за кадром.
Не так давно задержали и направили в околоток на два месяца (и потом арест продлили) юную активистку Русского союза Латвии Татьяну Андриец. Её – что давно привычно – обвиняют в действиях, направленных против Латвийской Республики (могут упечь на пять лет). По схожей колее движется журналист Юрий Алексеев, как и его коллеги Владимир Дорофеев и Людмила Прибыльская. В том же ряду (с крошечными правовыми нюансами) Андрей Солопенко, Алла Березовская, Елена Кириллова, Андрей Татарчук, Сергей Мелконов, Александр Малнач, Руслан Панкратов, Андрей Яковлев, Владимир Линдерман… Непонятно, как и куда всё развернётся, но люди на крючке. Ни шагу в сторону, а рты зажаты. Сказать, что ни на кого не действует такая тактика власти? Действует. И в этих условиях чувствуют себя на коне латвийские русские журналисты из породы «куда ветерок, туда и умок». Никто из них ни слова не сказал в поддержку преследуемых коллег! Главное, у самих всё в шоколаде…
Впрочем, этих ребят давно можно с большой натяжкой называть русскими (как и немалую часть русских на Украине). Вспоминаю книгу Игоря Шафаревича «Русофобия», которую издали лет пятьдесят назад. В ней он писал, что у К. Маркса с Ф. Энгельсом в их трудах не раз просматривалось отрицательное отношение к социальным сторонам русского бытия (например, к тяге народа к монархии), да и к самим русским. Ещё удивительнее, что в советское время презрение к русским подкреплялось неуважением части «продвинутых» русских к самим себе. Это проявлялось в быту, отношении к фильмам и книгам, преклонении перед всем западным. Кстати, на самом Западе считалось и считается моветоном выносить сор из избы. А вот у русских бывает иначе.
Фёдор Достоевский писал: «Мой либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нём смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм». И продолжил: «Они ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически. Ненавидят Россию за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят».
Присмотритесь. Чем не характеристика персон типа Гарри Каспарова, осевших на Западе? Александр Пушкин когда-то метко подметил: «И нежно чуждые народы возлюбил, и мудро свой возненавидел».
В отличие от крепнущей России у нас разрушение русского идёт на глазах. Что, например, осталось от него в Рижском русском театре им. М. Чехова? Вот выпустили там «Гамлета». И смех, и грех. Спектакль свой режиссёр Виестурс Кайриньш поставил в нарочито красных тонах: красная лестница, по которой двигаются герои; красный бархат на креслах, слуги постоянно смывают кровавые подтёки со стен; Гертруда с упоением размазывает красную помаду на лице Клавдина… Да-да – не Клавдия, а Клавдина, манерами напоминающего президента России. А друзья Гамлета Розенкранц и Гильденстерн очень похожи на Петрова и Баширова. Следуя моде, друг Горацио стал подругой Горацией… Поединок Гамлета и Лаэрта проходит на татами, в белых кимоно, а не на шпагах… Шекспировский лишь финал – все убивают всех. Но и здесь трагифарс и буффонада: пока умирающий Клавдин – «Путин» медленно сползает по стене, над его головой появляется портрет следующего короля – принца Фортинбренского – «Зеленского»…
Как человек, считающий Россию своим духовным отечеством, вижу, что против русских с немыслимой яростью ополчился западный мир. Вранья столько, сколько вообще не было в истории. И боинг Россия сбила, и младенцев «насиловала» на Украине (неважно, что потом выяснилось – выдумка). Слушать лживые обвинения горько. Но чем больше тут поливают Россию грязью, тем сильнее здравомыслящие латвийцы протестуют (пока не явно) против этого. Думаю, со временем справедливость восторжествует, и совсем не того «мира по правилам», на основе которого сейчас здесь преследуют несогласных
Юрий Менск, публицист-аналитик, Рига