На экраны страны выходит военно-историческая приключенческая лента «Танки»
Патриотическое воспитание, о необходимости которого давно говорят руководители страны, дело очень непростое. Если речь идёт о кино, то, конечно, тут не должно быть указующего перста, настырного давления («Мы тебя заставим Родину любить!»).
Вряд ли при съёмках кинокартин «Экипаж», «Тренер», «Салют 7», которые можно смело назвать патриотическими, создатели ставили перед собой задачу непременно сделать кино про любовь к Родине. Нет, они просто хотели сделать хороший фильм, который посмотрели бы как можно больше зрителей. И зрители, наконец, повалили на отечественные фильмы целыми семьями. Но основные потребители кинопродукции – подростки. Для них у нас пока делается мало. Есть попытки адресно обратиться именно к ним, находящимся в возрасте формирования мировоззрения, но только, так сказать, разовые, а должна быть целая индустрия – работала же когда-то Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького (сейчас она, похоже, умирает). Мы писали о ленте Оксаны Карас «Хороший мальчик», по-моему, это первый удачный фильм о школьниках и для школьников, если не вспоминать сериал «Школа» и другие кислотные творения Гай Германики.
А где захватывающие приключенческие ленты для подростков, наши Индианы Джонсы, где наши мэтры режиссуры, которые подобно Спилбергу, продолжают обращаться к юношеству? Совсем недавно на экраны России вышла его лента «Первому игроку приготовиться» – фэнтези о геймерах, большую часть жизни проводящих в виртуальном мире. Судя по тому, что в кинотеатрах смотрят дети, растут они под присмотром спилбергов.
И вот первая ласточка в военно-патриотическом кино – фильм Кима Дружинина «Танки». В рекламной кампании фильма важен слоган «От создателей «28 панфиловцев». Это гарантия, что здесь того, что возмущало ветеранов в разнообразных «Сволочах», не будет. А что будет? Лихой боевик со стрельбой и погонями не только на лошадях, но и на танках.
Конструкторы харьковского военного завода во главе с Михаилом Кошкиным должны переправить два новейших Т-34 в Москву на смотр, который будет происходить на Красной площади, но везти их на поезде им запретили. Пришлось добираться на танках своим ходом, заодно и испытали тридцатьчетвёрки в условиях, приближенных к боевым.
Экипажи в составе: Кошкин (Андрей Мерзликин), особист (Антон Филипенко), два механика-водителя, а также за ними увязалась озорная и, как потом выяснилось, влюблённая в особиста сотрудница Лида. Её играет Аглая Тарасова, дочь народной артистки РФ Ксении Раппопорт, она стала известна благодаря главной роли в спортивной драме «Лёд».
По дороге на Красную площадь танкам и героям испытать пришлось многое. Кто-то обрушится на сценариста Андрея Назарова с обвинениями в фальсификации истории: в 1940 году в СССР ничего подобного не было. Да, трудно поверить, что тогда в стране захватывали танки банды грабителей и творил своё чёрное дело конный отряд немецких диверсантов. Однако выдумка в художественном произведении не только возможна, а теперь, когда дети с пелёнок привыкли к фэнтези, так просто необходима – особенно в динамичной, жанровой ленте, имеющей целью восславить легендарных создателей Т-34.
Немыслимые препятствия для того и нужны, чтобы герои их изобретательно преодолевали, чтобы восхищали, проявляя все свои лучшие качества. Мне-то как раз показалось, что в смысле выдумки до Индианы Джонса тут очень далеко. Впрочем, такого рода фильмы у нас так давно не выпускались, что сравнивать не с чем. Стилистика кино со времён «Смелых людей», «Неуловимых мстителей» и «Пиратов ХХ века» сильно изменилась. Посмотрим, как фильм примет целевая аудитория. Она решит, что получилось: первая ласточка или блин комом.