Удивительная вещь – культура! Кому война, кому мать родна – это о ней.
Говорят, что культура сегодня в тренде: быть культурным – круто! Появилось даже такое понятие – «культурный досуг». Это когда люди в качестве места для свиданий или дружеской встречи выбирают не кафе или ресторан, а театр или музейный зал.
Мне неоднократно доводилось видеть парочки, где женщина была с цветами, или компании – со стаканчиками кофе – на лекциях по истории искусства в Пушкинском музее. Но то, что произошло в нынешний карантин, иначе как бумом не назовёшь! Я давно вожу экскурсии по Переделкину, потому что кое-что знаю об этом месте, а главное – горячо его люблю. Люди приходили и раньше: в основном учителя или родители с детьми, для которых Переделкино – школьная программа в пространстве.
Но этим летом, сразу после того как открылись музеи (а в Переделкине их четыре: Пастернака, Чуковского, Окуджавы и Евтушенко), народ, что называется, повалил валом. Причём самые разные группы граждан: пенсионеры, тридцати-сорокалетние, совсем молодые.
Я всегда интересуюсь у своих экскурсантов, кто они, почему пришли, что за день у них сегодня. И оказывается, одни провожают коллегу на пенсию, у других – день рождения, у третьих – каникулы, у четвёртых – свидание.
И ладно бы люди приезжали только в хорошую погоду! Но вот уже и лето кончилось, наступила осень – с дождями, слякотью, холодом, – а поток интересующихся Переделкиным не иссякает: ходят в сапогах и шапках, в перчатках и под зонтами. Приводят маленьких детей. Я осторожно спрашиваю: «Не рановато ли для трёхлетнего ребёнка – Пастернак?» Отвечают: «Но вы же читаете стихи – пусть слушают!»
И ведь они правы: стихи (читай: красота) никогда не бывают рано!
Я когда-то где-то прочитала, что русский человек приникает к искусству как к животворному источнику особенно в годины бед: во время войны, голода, разрухи.
Добавим – карантина.
Русский человек, и веру-то свою выбравший за красоту, красотой спасается.
Так что вовсе это не мода, а нормальный инстинкт самосохранения.
Спасаться от коронавируса красотой (читай: стихами) – это вполне логично. В смысле – по-русски.