Пять номинаций на самую престижную кинопремию, а также участие в главной роли Кэри Маллиган, о которой мы писали в связи с «Великим Гэтсби», а недавно – «Раскопками», заставили посмотреть «Многообещающую молодую женщину» – так в правильном переводе называется американская лента «Promising Young Woman». Молодая постановщица Эмиральд Феннел сняла её на модную тему: харассмент не имеет срока давности.
Главная героиня, которую зовут Кассандра, мстит за свою возлюбленную подругу, которую лет десять назад сокурсник на университетской вечеринке напоил и воспользовался её беспомощным состоянием; а кто-то ещё и снимал пьяную девушку на телефон. За подругу никто не вступился, хотя на вечеринке было полно народа; ловелас не понёс никакого наказания, и даже строгая и вроде справедливая дама из деканата, когда к ней обратились, не встала на защиту девушки. А она очень тяжело переживала этот позор и в конце концов покончила жизнь самоубийством. На Кассандру смерть подруги так подействовала, что она ушла из института и слегка «подвинулась».
Днём она работает в кофейне, а вечерами ходит в бары, где притворяется пьяной, ловит мужчин, которые готовы воспользоваться её «слабостью», и особенно тех, кто мог присутствовать на той злосчастной вечеринке. Едет якобы в полубессознательном состоянии к ним домой, и там, когда мужчина устраивается с ней в постели, Кассандра вдруг резко трезвеет, и это приводит партнёра в ужас... Что потом она делает с мужчинами, нам не показывают. Видимо, что-то страшное.
Мстит Кассандра не только мужчинам – тётку из деканата, которая когда-то замяла дело, она пугает тем, что достала её дочери-школьнице билет в клуб для взрослых, где тусуются дочкины музыкальные кумиры, и ясно, что там они сделают с юной фанаткой. Такая изощрённая месть.
Далее появляется шанс, что действие свернёт в нечто правдоподобное: Кассандре повстречался однокашник, хороший парень, чуткий врач-педиатр, она так ненавидит мужчин, что плюёт в его капучино, но он смиренно пьёт. Вроде зарождается какое-то взаимное чувство – он любящий, всё понимающий – жизнь наконец налаживается? Нет, и в этом ангеле Кассандра обнаруживает отвратительную маскулинность. Бо Бёрном в образе однокашника вызывает большую симпатию, чем Кэри Маллиган в образе Кассандры. Прогоняет она его, видимо, чтобы все зрительницы зарубили себе на носу, что у правильной женщины с мужчинами никаких контактов быть не может – им нужно только одного, все они в конце концов оказываются сволочами.
Финал же выдуман такой фальшивый и неожиданно пошлый, что, не боясь спойлеров, подробно им восхитимся. Негодник-ловелас, когда-то переспавший с подругой и ставший причиной её гибели, остепенился и решил жениться. Кассандра узнаёт, где он устраивает прощальный мальчишник, на который приходит в образе медсестры – как будто кем-то из гостей оплаченная «скорая сексуальная помощь» – подарок жениху. Напоив снотворным его дружков, мстительница уединяется с ловеласом в спальне, приковывает его наручниками к кровати якобы для сексуальных утех. А на самом деле чтобы помучить и проучить гада. И мучает, и стыдит его, и грозится жизни лишить, но он вырывает из оков одну руку и ею умудряется задушить Кассандру. Насмерть. Наутро убийца с приятелем относят задушенную за околицу и сжигают её труп. Так что для свадьбы преград нет, но не тут-то было, в разгар торжественного бракосочетания появляется полиция, которая вяжет ловеласа и его друзей, а в социальных сетях распространяются загодя приготовленные Кассандрой видеоразоблачения.
Это невозможный перебор, как в советском анекдоте про скульптора, который от излишней старательности изваял памятник Ленину с двумя кепками: одна на голове, другая в кулаке. Такое бывает, когда художником движет не следование художественной правде, а желание угодить модной идеологии. И пожалуйста: пять номинаций на «Оскара»!
Александр Кондрашов