Прошли годы дикого рынка, который отнял и поделил созданное под руководством упырей, как стали называть демократические публицисты Ленина–Сталина, национальное богатство; бывшие советские люди узнали, что такое капитализм и даже отчасти феодализм и рабовладельческий строй. Познали эксплуатацию человека человеком, 14-часовой рабочий день, безработицу, беспризорность и гражданскую войну. На себе почувствовали презрение и чванство новой знати. Сравнивали костюмы нынешних «слуг народа» с ленинским гардеробом и вздыхали, и завистливо поглядывали на бурно развивающийся Китай, где Ленина как чтили, так и чтут. Подумалось, не пришло ли время и у нас взглянуть на Владимира Ильича без чёрных либеральных и розовых коммунистических очков. Не как на вождя «бесовской революции» и не как на богоподобного «апостола справедливости», а как на живого человека и реального политика.
Ленин – хотел того Млечин или нет – предстал в его фильме исключительно скромным человеком, всего себя отдающим работе, заботливым мужем, любившим детей, но своих не имевшим по причине «генитальной инфантильности» Надежды Константиновны, о чём не преминул сообщить Млечин. Любил же Ленин Инессу Арманд, но не мог ради неё бросить верную, преданную жену, тяжело переживал разлуку с Инессой и её внезапную кончину от холеры.
Болезнь Ленина, многочисленные фото беспомощного, измученного старика вызывали к нему жалость и сострадание. В финале Млечин привёл слова своего деда, красного командира, который пришёл прощаться с Лениным на Красную площадь: «Народу было много, но никакой давки, никакого беспорядка. Это были не толпы, а тысячи, тысячи граждан, они не толкались, не напирали на других, не пытались проскочить вперёд. Такого, как будто никем не организованного естественного порядка, я после этого никогда уже не видел». Так почти маяковской картиной всенародного горя («Нынче бы могла с постов сойти Чека») закончил свой фильм Леонид Млечин. Неожиданный катарсис.
«Россия» показала, правда глубокой ночью, исключительно интересный, насыщенный неизвестными фактами и уникальными документами фильм 2004 года Елены Чавчавадзе и Галины Огурной «Кто заплатил Ленину? Тайна века». Но он, скорее, не о Ленине, а о Парвусе-Гельфанде, выходце из России, политике-финансисте и международном авантюристе. Которого Ленин презирал, избегал с ним личных контактов, но пользовался его услугами и деньгами, которые тот добывал у германского правительства (большую их часть, правда, Парвус оставлял у себя). Ленин был одержим идеей мировой революции, миссией освобождения пролетариата и деньги на эти цели принимал.
В фильме говорится о цинизме и непатриотизме Ленина, желавшего поражения своей стране и превращения войны империалистической в гражданскую. Но он открыто заявлял эту свою позицию, разошёлся по вопросу войны с Плехановым и многими социал-демократами. У него была железная логика большевика-интернационалиста, шедшего кратчайшим путём к цели – пролетарской революции. И потом, можно ли Первую мировую войну называть отечественной – на Россию никто не нападал, поначалу война велась на чужой территории, причём исходя из интересов скорее не России, а правящих классов Франции и Англии?
А «похабный Брестский мир», которым Ленин «расплатился» с немцами, просуществовал очень недолго: в Германии свергли кайзера, и Советская Россия все утраченные по Брестскому миру территории вскоре вернула. Ленин отказался доверить Парвусу руководство советскими банками («революцию нельзя делать грязными руками»); и «кошелёк революции», «заработав» на ней миллионы, осел в Берлине, загрустил от невостребованности и внезапно умер, ненадолго пережив Ленина, – могила его не сохранилась. История Парвуса, конечно, рифмовалась с судьбами некоторых наших олигархов, которые мыслили себя кукловодами, но просчитались, что в 2004 году для России звучало особенно злободневно.
Приведённых многочисленных малоизвестных фактов, конечно, недостаточно для полного понимания личности и деятельности Ленина, но как первое приближение, как учебное пособие этот фильм можно рекомендовать абсолютно не знающим родную историю нынешним школьникам.
Завершу строчками поэта Николая Полетаева, которые как были актуальны 90 лет назад, так актуальны и сейчас:
Портретов Ленина не видно;
Похожих не было и нет,
Века уж дорисуют, видно,
Недорисованный портрет.