Елена Добрыженкова-Маликова. Окололюбовное: сборник. – СПб.: Четыре, 2023. – 100 с.
Когда читаешь эту книгу, ловишь себя на том, что не можешь наслушаться чистого поэтического голоса. Елена Добрыженкова-Маликова, бесспорно, поэт со своими отпечатками пальцев и с «лица не общим выражением». Её образы нанизаны, как бусинки на нитку, и блеск их струится тёплым чистым светом, преходящим в такой же тёплый и светлый звук. Чистота обычно приемлет в себе всю страстность, она вовсе не пуста, она насыщенна. И только гармоничное сочетание эмоций превращается в чистейшую интонацию.
С первого стихотворения автор показывает, как важна для него живая интонация. Чуть рваный тонический размер придаёт лирическому чувству так необходимую для исповедальной лирики достоверность.
Оставайся один.
И меня отпусти
тоже.
Я раскрашу небрежно твою судьбу
ложью.
Я разбавлю свою аккуратными каплями света.
Но однажды
в июне
спрошу:
«Ну а всё-таки, где ты?»
Автор весьма удачно использует красную строку, каждый раз будто заново беря дыхание. Это подчёркивает взволнованность субъекта поэтического монолога. Сочетание длинной и короткой строк делают ритмику упругой. Такое виртуозное владение паузами, подчинение синтаксиса смысловой и образной задачам – одна из характерных черт Добрыженковой-Маликовой.
Первые три текста объединены в трилогию, и это не выглядит случайным. Внутри присутствует драматургия. Исповедь становится всё более откровенной, а накал эмоций медленно, но неуклонно нарастёт, и тон лирического метания в итоге доходит до трагической констатации:
Ты один провожаешь ночь –
я одна провожаю день.
Нам не сможет никто помочь:
наши души теперь мишень.
Черти резво пустились в пляс,
преподать поспешат урок.
Нам бы вспомнить их в добрый час,
но тогда нас учил пророк.
Мы стоим на краю, во тьме.
Крыльев снова недокомплект…
Приятно и заслуживает того, чтобы отметить: автор, не зацикливаясь на необходимости формального эксперимента, ищет свежие сочетания слов, нарушает границы лирического канона с целью не пересмотреть или отменить их, а судьбоносно расширить. Например, слово «недокомплект» изначально вроде бы диссонирующее с лирическими коннотациями, вкраплено умело и, теряя свою канцелярскую сущность, эмоционально облагораживается.
А вот заключение цикла:
Крылья нам ни к чему теперь.
Открываем последнюю дверь.
Завершаем свободный полёт.
Больше с вами любовь не живёт.
Здесь холодность лирического приговора действует куда сильнее, чем любая экзальтация.
Эта трилогия показательна. Здесь автор демонстрирует нам основные свои творческие качества. И совершенно логично, что она помещена в начале сборника. Книга в принципе составлена и устроена с большим вкусом, как обставляют жильё, где собираются жить долго. Читателю должно быть в ней уютно и спокойно. И этот уют определяется не тихим тоном, а пристальным позитивным вниманием к произведениям искусства, предающим человеку свою гармонию. Добрыженкова-Маликова – это своеобразная поэтическая рукодельница. В её текстах эмоции не через край, она ближе к традициям классицизма, где сдержанность чувств на самом деле не сдерживает их, а усиливает. Вот какие тонкие строки:
Я вдоль сиреневых бульваров
иду в рассвет по проводам,
меня придумал кто-то старый,
как будто жить устал без драм.
Здесь природность очеловечивается, здесь есть лёгкий отзвук Северянина, но такой лёгкий, что воспринимается не как центонность, а скорее как признак укоренённости поэта в русскую поэтическую символику, которая в каком-то последнем приближении – наша общая земля обетованная.
Автор знает цену мелочам и относится к ним пристально. Вот даже название
#околоюбовное.
Здесь, конечно же, ощущается пульс времени и в форме слова, и в написании. А не повод ли это задуматься, не слишком ли уж современный человек много времени проводит «около», не чересчур ли углубляется в новую интернет-пунктуацию? Возможно, автор и не имел этого в виду. Но всем своим тоном доказывает, что он не за синтетичность чувства, а за поиск подлинности в любых условиях и ситуациях. Современная постиндустриальная, постмодернистская жизнь относится к лирической составляющей с известным скепсисом. Поэты вынуждены оправдывать лирическое мироощущение, выцарапывать его из лап современности. Автор справляется с этим почти «сизифовым трудом», плодом которого стала эта книга. Хоть один камень, но не скатился обратно. Это уже событие на нынешнем литературном небосклоне.
Не только ритмические перебивы, создание взволнованной атмосферы, изысканный, хорошо продуманный паузник подвластны Добрыженковой-Маликовой.
Пролетают снова в небе журавли,
Как минуты пролетают и недели.
Мы с тобою оторвёмся от земли,
Не дождавшись появления метели.
Таинство русского песенного разбега, как видно из этих строк, поэту также близко. Она постигла секрет, как поставить слова так, чтобы сочетания ударений сплетались в единую музыку и читатель ждал рифмы как манны небесной.
Книга хоть и не велика по объёму, насыщенна, эмоциональна. У автора обильный словарь, разносторонний инструментарий. И самое главное, она понимает, что лирическое чувствование – это иное, более высокое качество жизни. Способный понимать лирику – возвышается над собой.