Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Литературный кризис

01 января 2007

ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ

Лев ПИРОГОВ

Давайте так…     Динь-динь-динь!     (Вилкой по бокалу стучу.)
Давайте так. Будто бы вы спросили:
– Самое, голубчик, важное литературное событие в ушедшем году?
А я как будто ответил:
– Ы-ых, ми-ла-и-й… Оно ж ведь как посмотреть! Если приглядеться, их целых два выходит, событья-то. Во-первых, как уже сообщалось, Кризис. Во-вторых… Нет, сначала во-первых.

Ещё этим летом имел я барственную привычку покупать от пятнадцати до двадцати книжек в месяц. Не спрашивайте, как я их все читал. Из двадцати в лучшем случае одна оказывалась тошнотворной «новинкой», всё прочее – детские книги от букинистов, а там картинки и шрифт крупный. Слабость такая, да. Впрочем, литературная. И вот ей пришёл конец.

Это оказалось самым важным литературным событием – из, так скажем, провиденциальных.
А самым важным из конвенциональных был скандал вокруг присуждения Михаилу Елизарову с романом «Библиотекарь» премии «Русский Букер».

Сказывают, почтенные литераторы с опрокинутыми лицами бегали, кряхтя, вокруг пруда и грозились повыходить из всех комиссий, раз такую выдающуюся награду отдают в лапы «фашистам». Лет шесть не случалось подобной потехи – с тех пор, как почтенное (по тем временам) издательство «Ад Маргинем» опубликовало фашистский (по тем временам) роман Александра Проханова «Господин Гексоген». И что забавно: издательство крохотное, никто бы происшествия не заметил, но почтенные литераторы и литераторишки так дружно кинулись давить гадину, что книжка угодила в бестселлеры, шум дошёл аж до самого Телевиденья, и Проханов стал там с тех пор persona grata.
А вы говорите, серьёзная критика не имеет веса в нашем чрезмерно увлечённом телесериалом «Моя прекрасная няня» обществе.

Ещё как имеет. Если только, схлестнувшись между собой, нечаянно сожмётся в кулак. Палец к пальцу: левая и правая, либеральная и консервативная, фашистская и изрядно порядочная. Но для этого «если только» необходим скандал.

А для скандала необходимо, чтобы оказались затронуты интересы тех, кто сторожит лавочку. Тех, кто за хорошее поведение был взят в 90-е на содержание заграничным дядей и поэтому имел: а) привилегию представлять современную литературу в не имеющих возможности самостоятельно выписывать журналы провинциальных библиотеках; б) способность выплачивать какие-никакие зарплаты, гонорары и литературные премии. Неудивительно, что большинство более или менее профессиональных писателей и редакторов прибилось именно к этому берегу.

Те же, кого дядя за плохое поведение не поддерживал, в условиях невозможности литераторствовать на профессиональной (платной) основе быстро этот самый профессионализм растеряли: энтузиазм – плохая замена выучке. Вот прикормленная либеральная страта и стала безальтернативным «мейнстримом».

И всё бы ладно, да только жизнь на подачки донельзя испортила мейнстримов характер. Сделала мейнстрим мнительным, обидчивым и спесивым. Чуть что не по его (книжку не там напечатали, премию не туда вручили), сразу мнит: основы мироздания рушатся, последнюю бочку варенья из глотки тянут.

Ничто другое (кроме бочки, она же Основы) наш мейнстрим не волнует. Никакая там идейно-эстетическая борьба. Ведь одним из условий «хорошего поведения» было искренне считать самим и убеждать читателей, что литература не должна «проводить идей»: она должна быть делом частным, маленьким («для анекдотов, как я это называю») и жить на гранты. А если твоему честолюбию в таких рамках тесно – утешайся, ощущая себя элитой и презирая толпу.
Елизаровский «Библиотекарь» как раз тот случай, когда Основы были подорваны: идейный недруг допущен до святилища, которое ещё полнится запахом тарталетки, трепетно съеденной под лестницей английского посольства в 1992 году.

Это (всего во второй раз за шесть лет, подумать только) помешало нашим литературным регулировщикам следовать главному принципу своей «идейной борьбы»: что бы ни случилось, не замечать друг друга и того, что случилось. В русской литературе не должно ничего происходить – именно за этот результат и было в своё время «уплочено».
Теперь от подведения итогов года уходящего перейдём к Тревогам и Чаяньям.

Вот представьте. Паровой молот Кризиса обрушивается на сахарные плюсны мейнстрима. И никаких тебе грантов. А тиражи мейнстримовских журналов и так уже вдвое ниже, чем у «патриотов» проклятых. Правда, мейнстрим в отличие от «патриотов» успел перевести все основные активы из журналов в издательский бизнес, но по нему-то Кризис и ударит прежде всего.

Из книгопечатного дела «уйдут деньги». О, у меня прямо разлитие мёда в организме начинается, когда я об этом думаю.

Мелкие и средние издательства обанкротятся, снизится конкуренция, упадёт покупательский спрос на книги. Уменьшится «ассортиментная масса» (главное зло современной литературы). Выживет пара монополистов (этакие книжные Демократическая и Республиканская партии), которые будут методично «минимизировать риски», печатая железобетонный «верняк» (Донцову, Полякову, Устинову, не важно).

И вот на этом фоне будет, грубо говоря, появляться один неформатный роман в год, и вся несытая Донцовой публика станет в едином порыве, взявшись за руки, его читать. И уж зато как читать! До донышка, до последней косточки, ничто недопережёванным не останется. А то ведь когда один читает одно, другой другое, а третий третье, им не просто поговорить не о чем, но и литература становится не нужна, коль о ней невозможно поговорить…

Вот нас, скажем, трое очень разных друзей. Приходим мы в магазин, где за вычетом Донцовой продаётся ещё триста книг. Велика ли вероятность того, что мы выберем одну и ту же? А если представить, что она там одна, и ровно столько же мы можем позволить себе купить, шансы вырастают до ста процентов.

Энергетические вибрации вокруг «Господина Гексогена» и «Библиотекаря» возникали благодаря тому, что люди разных вкусов и убеждений были вынуждены в кои-то веки прочесть одно и то же. Это, оказывается, и есть условие полнокровной литературной жизни, а вовсе никакая не «свобода выбора».

Так что свой порядком залапанный от ораторского волненья бокал я пью за Кризис.
…Литературы.

Обсудить в группе Telegram

Лев Пирогов

Лев Пирогов (родился в 1969 г.), публицист, лит... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS