Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 августа 2025 г.
  4. № 34 (6998) (27.08.2025)
Литература Авторская рубрика

Лодка под номером три

28 августа 2025

Дмитрий Воденников, поэт

Запертый преувеличенный цветок рядом с таким же ярким преувеличенным фруктом – на самом дне океана.

Слишком огромная, но застенчивая роза. Горький апельсин (померанец), горький, как и его судьба. И идея фиалки. И все они под замком.

Лежат под толщей воды среди обломков, среди огромных тяжеленных конструкций, где-то в глубине затонувшего гигантского корабля, среди разбухших уже от долгой бесконечной воды (куда ни посмотри, везде вода-вода, тёмная, непроглядная, какая-то для всего, кроме водорослей, моллюсков и рыб, мёртвая), среди заросших подводными водорослями чемоданов, кресел, чехлов, съеденных мелкой подводной живностью.

Даже странно, что аквалангисты заметили этот небольшой саквояж.

Какие-то флакончики в нём были разбиты, но из шестидесяти штук многие сохранились.

Когда их уже на поверхности, перенеся в корабельную лабораторию, открыли, преувеличенная роза, горький апельсин и сверхидея фиалки открыли свои несколько огромных глаз.

В 2000 году к воздуху начинающегося двадцать первого столетия примешалась капелька запаха начала двадцатого.

Это ж только представить: плыл себе владелец парфюмерного предприятия, плыл себе на «Титанике», хотел заключить контракт с американскими и канадскими клиентами, а заодно увидеть Ниагарский водопад, а увидел другой водопад, идущий снизу.

А эфирные масла (роза, лаванда и другие), запертые в своём стеклянном плену, как царевна в хрустальном гробу, пока всё трещало и кричало разными голосами, замкнуто пахли, качая собой огромную розу, сплошную лаванду, гипертрофированный горестный апельсин.

Хозяин саквояжа бежит вместе с другими пассажирами по коридорам, на нижнюю палубу, к лодкам, и ему везёт: им спасающая лодка достаётся.

...А роза, лаванда и огромный померанец дышат сами собой в своём узком стеклянном гробу...

Люди оттолкнулись от борта, отплыли в шлюпке, слышали крики, увидели, что «Титаник» уходит под воду всё больше и больше, тонет всё ниже и ниже, и всё ниже и ниже уходили в холодную тьму невидимые им роза, лаванда и огромный горький апельсин, запертые в небольшие флаконы-пробирки. А потом на «Титанике» погасли огни. И кто-то увидел, как лайнер исчез.

Мистер Зэ был спасён в шлюпке под номером 3.

Ужас той ночи останется с ним навсегда.

Когда вытаскиваешь вещи с «Титаника», скажет один из исследователей, они полуразложившиеся, ржавые и гнилые. «И запах, который от них исходит, совершенно чуждый, совершенно зловонный; вы понимаете, что это смерть, которую вы никогда не испытывали. <...> И вдруг кто-то открывает этот саквояж – этот кожаный мешочек – и оттуда доносится райский аромат...»

...Наша жизнь уйдёт на дно, скроется под толщей времени, освобождённая даже от нас самих. Просто огромный остов того, что когда-то звалось нашей жизнью. Там поселятся рыбы, моллюски, неизменный ил. Всё обрастёт чем-то склизким и тошным.

Но где-то в серёдке ушедшего, в маленьком саквояже, в кожаном глупом мешочке, что-то будет заперто благоухать: невозможной розой, потерянным апельсином, свежим, цветочным, сладковатым медовым несклоняемым «нероли». Запахом такого огромного счастья, которое мы знали и которое мы испытали.


Тэги: Четвертое дыхание
Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Воденников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ненайденный клад

    03.10.2024
  • Высота лебедя

    30.03.2024
  • Человека забыли

    01.03.2024
  • Человека забыли

  • Высота лебедя

  • Ненайденный клад

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец Эпоха и лица
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS